|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |    

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

США. Электроника вместо бумаги

Соединенные Штаты сегодня выступают в роли локомотива в процессе завоевания медиапространства разнообразными устройствами для чтения. В то время как тенденция к сокращению тиражей и увеличению стоимости печатных изданий только усиливается и печатная пресса понемногу мигрирует в сегмент товаров премиум-класса, ридеры захватывают все более широкие круги потребителей. Об этом говорит хотя бы тот факт, что только за первые 80 дней продажи iPad купили 3 млн человек!

Если прежде массовому распространению этих устройств мешала их цена, то сегодня эта причина становится менее значимой — ридеры дешевеют. Так, Amazon снизил стоимость Kindle DX с 9,7-дюймовым экраном составит 379 долларов, что на 110 долларов меньше, чем раньше. Объявление о снижении цены «старшей» «читалки» Amazon было сделано спустя неделю после того, как производитель уменьшил стоимость «младшей» «читалки» Kindle: 21 июня было объявлено, что цена Kindle с 6-дюймовым экраном упала на 70 долларов — до 189. Ценовую войну развязал один из основных конкурентов Amazon на рынке «читалок» — книжный ретейлер Barnes&Noble, который 21 июня представил новую модель своего ридера Nook по цене 149 долларов и снизил цену на предыдущую модель до 199 долларов. 

Активную конкуренцию Kindle и прочим составляет iPad. Он имеет все достоинства iPhone, в первую очередь удобный интерфейс. Но он большой (24 х 19 см, диагональ дисплея — 9,7 дюйма), на iPad сайты выглядят, как на обычном ноутбуке, дискомфорта от слишком маленького экрана нет. На iPad можно читать книги, переворачивая страницы. Apple позиционирует его как промежуточный продукт между своим телефоном и ПК, некий третий объект, с которым можно ходить по дому и офису, поддерживая связь с другими гаджетами Apple и, конечно, с Интернетом по технологии Wi-Fi и 3G. Но скорее всего, он обречен на бурную самостоятельную жизнь.

А значит, у производителей журналов и газет появился шанс не переделывать их под традиционные сайты, а поставлять в реальном виде на мобильные устройства. Большинство глянцевых журналов так и сделали и стали предлагать электронные версии журналов для iPad, причем как старожилы рынка, например, National Geographic, так и новые издания, например, Wired.

В новинке издателей привлекает, с одной стороны, возможность сохранить первоначальный облик журнала, с другой — интегрировать в контент различные мультимедийные технологии.

«iPad удобней, чем компьютер, он ближе потребителю. Используя это устройство, вам нет необходимости перескакивать на другую веб-страничку и разбираться в ее навигации, таким образом сохраняется некая целостность предоставляемой информации», — так характеризует iPad Дэвид Гриффин, исполнительный директор электронных проектов National Geographic и National Geographic Traveler.

Похоже, что в американской издательской среде уверены в том, что именно новое творение Apple сможет заставить читателей платить за контент, чего не удается сделать практически ни одному порталу в Сети. «Я думаю, что за iPad будущее рынка глянцевых журналов. Эта платформа лучше, чем любая другая, подходит как для издателя, так и для читателя», — заявил Крис Андерсон, главный редактор журнала Wired. По его словам, за период с 26 мая по 4 июня 2010 года пользователи iPad загрузили более 72 000 копий электронного журнала Wired. Что можно назвать отличным результатом, если учитывать, что загрузка журнала обходится читателю в $4,99 — столько же, сколько стоит его печатный аналог в розничной продаже.

Для пользователей iPad в издании предусмотрен целый набор мультимедийных возможностей (прослушивание новых песен, поиск по контенту, проигрывание видео и т. д.), именно поэтому пользователи в целом готовы платить за электронный журнал довольно высокую цену. Кроме того, купленные таким образом издания просто невозможно потерять. Пользователь может в любой момент заново загрузить ранее приобретенный журнал.

В редакции National Geographic, так же как и в Wired, активно используют iPad, чтобы удивить читателя. Последние выпуски электронного журнала были переполнены интерактивными картами, фотографиями повышенной четкости и другими графическими элементами, которые непросто было бы воспроизвести на бумаге.

Планшетные компьютеры грозят серьезно изменить рынок СМИ в лучшую — как для самих медиа, так и для читателей — сторону. Большинство ведущих американских (и европейских, кстати сказать, тоже) издательств уже запустили версии своих журналов и газет для iPad и iPhone. Причем они пытаются их продавать, тем более что у Apple есть очень удобная платформа App Store. Цифровые издания обладают теми же преимуществами перед бумажными, что и интернет-сайты: они позволяют получать обратную связь от читателей и экономить на логистике. При этом по сравнению с веб-сайтами планшет-версии дают более качественную аудиторию — человек, устанавливая приложение, делает осознанный выбор поставщика новостей и аналитики, а не использует агрегаторы или поисковики в Сети. Читатели просматривают журналы и газеты с помощью iPad дольше, нежели их сетевые аналоги, — это вызвано удобством использования гаджета, например, за завтраком, в отличие от ноутбука. Все это позволяет повысить цены на рекламу в таких СМИ примерно в пять раз по сравнению с интернет-расценками, чем уже и воспользовались издатели, например USA Today. Фактически планшетные компьютеры дают бумажным СМИ возможность создать модель, которая очень близка к классической и позволяет зарабатывать достаточно для того, чтобы обеспечивать качественный контент.

Стоит отметить, что появление iPad было бы невозможно без массового развития сетей мобильной связи третьего поколения (3G). Только когда реальная скорость мобильного доступа в Интернет стала около 1 мегабита в секунду, а сам доступ появился во всех крупных населенных пунктах США и Европы, гаджетами типа iPad стало возможно пользоваться. Но уже в этом году в мире начнут вводиться в строй сети нового поколения — LTE. Они могут спровоцировать новый переворот в мире гаджетов, а следовательно, и в способах потребления контента. А главный футуролог консалтингового подразделения Cisco IBSG Дэйв Эванс вообще считает, что через пять лет любая поверхность сможет выполнять функции дисплея.

Рынок электронных медиа США полностью следует прогнозу агентства Forester research, аналитики которого предсказывали, что в 2011 году на рынке появятся читалки стоимостью не более $100, и именно после этого спрос на электронные СМИ станет по-настоящему массовым.

 

 

Д.В. Мартынов, А.В.Оськин. «Интернет и пресса» М.: ИД «Собеседник», 2010