|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |    

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

Рекламный вопрос

За последние десять лет в США, по данным Американской газетной ассоциации (NAA), тиражи газет суммарно снизились на 18%, до 49 млн экземпляров. Многие газеты, не выдержав конкуренции и оттока рекламодателей, полностью перешли на электронные версии. Но там их ждала новая напасть — сложность с монетизацией контента. В настоящее время эту проблему ощущают все игроки рынка, прежде считавшие Интернет тихой гаванью. Но другого выхода у издателей, кажется, и нет.

Как прогнозируют аналитики PricewaterhouseCoopers, падение доходов от рекламы в печатных изданиях США будет продолжаться до 2012 года и сопровождаться ростом электронных изданий. К 2013 году можно будет ожидать незначительного роста в отрасли — 0,6%. В денежном эквиваленте к 2014 году объем доходов должен будет достичь отметки в 9 млрд долларов. Однако эта цифра в полтора раза меньше доходов за последний успешный год — 2007, когда они составили 13,8 млрд долларов. «Мы прогнозируем, что будет достигнуто дно и начнется рост, но он будет очень медленным. И это спровоцирует постоянный сдвиг в сторону «цифры», — говорит представитель PwC Тим Корриган.

Интернет-пользователь привык получать онлайн-новости бесплатно и активно сопротивляется любой попытке его переубедить. В то же время рекламодатели нашли в Интернете новый вид рекламы — контекстная реклама поисковиков, которая позволяет точно попасть в заданную аудиторию. Для примера: поисковый гигант Google отрапортовал о годовом доходе в $20 млрд, причем основная масса денег получена от онлайн-рекламы. Google пытается освоить чуть ли не каждый сегмент рынка: ветряные мельницы, мобильные телефоны, прокладка кабеля для высокоскоростного подключения к Интернету… Таких проектов сотни. (Куда компания не инвестирует, так это в печатный контент.)

Получается щекотливая ситуация, издания привыкшие жить за счет рекламы, активно уходят в Сеть, но там сталкиваются с еще большей конкуренцией и просто вынуждены искать другой источник дохода. Как отмечает NAA, последние годы сокращаются и доходы онлайн-газет от рекламы.

Доходы американских газет от рекламы, 1950-2009

Год

Печатные газеты

Онлайн-газеты

$, млн

Динамика, %

$, млн

Динамика, %

1950

2 070

8,3

 

 

1951

2 251

8,7

 

 

1952

2 464

9,5

 

 

1953

2 632

6,8

 

 

1954

2 685

2,0

 

 

1955

3 077

14,6

 

 

1956

3 223

4,7

 

 

1957

3 268

1,4

 

 

1958

3 176

-2,8

 

 

1959

3 526

11,0

 

 

1960

3 681

4,4

 

 

1961

3 601

-2,2

 

 

1962

3 659

1,6

 

 

1963

3 780

3,3

 

 

1964

4 120

9,0

 

 

1965

4 426

7,4

 

 

1966

4 865

9,9

 

 

1967

4 910

0,9

 

 

1968

5 232

6,6

 

 

1969

5 714

9,2

 

 

1970

5 704

-0,2

 

 

1971

6 167

8,1

 

 

1972

6 939

12,5

 

 

1973

7 481

7,8

 

 

1974

7 842

4,8

 

 

1975

8 234

5,0

 

 

1976

9 618

16,8

 

 

1977

10 751

11,8

 

 

1978

12 213

13,6

 

 

1979

13 863

13,5

 

 

1980

14 794

6,7

 

 

1981

16 527

11,7

 

 

1982

17 694

7,1

 

 

1983

20 581

16,3

 

 

1984

23 522

14,3

 

 

1985

25 170

7,0

 

 

1986

26 990

7,2

 

 

1987

29 412

9,0

 

 

1988

31 197

6,1

 

 

1989

32 368

3,8

 

 

1990

32 280

-0,3

 

 

1991

30 349

-6,0

 

 

1992

30 639

1,0

 

 

1993

31 869

4,0

 

 

1994

34 109

7,0

 

 

1995

36 092

5,8

 

 

1996

38 075

5,5

 

 

1997

41 330

8,5

 

 

1998

43 925

6,3

 

 

1999

46 289

5,4

 

 

2000

48 670

5,1

 

 

2001

44 305

-9,0

 

 

2002

44 102

-0,5

 

 

2003

44 939

1,9

1 216

 

2004

46 703

3,9

1 541

26,7

2005

47 408

1,5

2 027

31,5

2006

46 611

-1,7

2 664

31,4

2007

42 209

-9,4

3 166

18,8

2008

34 740

-17,7

3 109

-1,8

2009

24 821

-28,6

2 743

-11,8

Источник: NAA

Единственным логичным выходом из этой ситуации можно считать платный доступ к сайту, но тут все усилия разбиваются о капризного пользователя, который не желает платить за контент вовсе.

Активным борцом за монетизацию контента в США выступает медиамагнат Руперт Мердок, который периодически потрясает мир громкими заявлениями, обвиняя контент-агрегаторов во всех грехах и пытаясь заставить читателей платить за свои ресурсы. С июня 2010 года компании его группы News Corp. ввели платный доступ к ресурсам. Пока нет официальной статистики об успехе или провале этой инициативы, но известно, что аудитория порталов, которые ввели платный доступ за контент, заметно поубавилась, в то время как количество пользователей веб-сайтов газет с бесплатным контентом выросло практически на ту же величину.

 Гражданская журналистика?

В Сети издателям приходится конкурировать не только с поисковыми машинами, но и с блогами. Чтобы сражаться с врагом на его поле, издатели интернет-газет стали размещать на страницах веб-порталов блоги журналистов редакции. Эта мера позволила увеличить посещаемость ресурсов.

Однако и в блогах с монетизацией не все так гладко. Блог The Huffington Post — один из самых успешных блогов в мире с 12 млн уникальных посетителей в месяц. Этот рекордный трафик среди онлайн-версий остальных изданий вроде The Washington Post, The Los Angeles Times и The Wall Street Journal — у The Huffington Post посетителей на пару миллионов больше. Тем не менее, доход его весьма незначителен, блог заработал лишь $15 млн в 2009 году. Создатели надеются удвоить прибыль в этом году, но это все равно немного. Для сравнения, The New York Times планирует получать с онлайн-версии от $150 млн до $175 млн ежегодно.

 

Д.В. Мартынов, А.В.Оськин. «Интернет и пресса» М.: ИД «Собеседник», 2010