|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |    

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

Италия. Стабильность традиционных СМИ

В конце 90-х город Всемирная сеть стала одной из главных информационно-коммуникационных систем Италии. Неуклонно растет число пользователей Сети: если в 2008 году их насчитывалось 3,2 млн, то к началу 2009-го — 8,2 млн. Другим важным моментом является расширение информационного пространства итальянского Интернета.

Продолжается рост числа информационных сайтов. По данным Osservatorio informazione online di WebTime, к концу 2000 года в Интернете были представлены 1407 итальянских изданий (на 44% больше, чем в 1999 году), среди которых 76 газет, 559 журналов (без учета изданий, представленных лишь названием или содержанием последнего номера) и 772 webzine, то есть журналов, не имеющих печатных аналогов. Развитие последних отмечено особой интенсивностью: только в 2009 году их прирост составил 87%. Привлекает внимание открытие новых порталов — общего характера и специализированных, а также создание новых сетевых рекламных концессионерных обществ (41 такое общество в 2009 году обслуживало 580 сайтов). Успешно продвигаются в Интернете информационные агентства, а также аудиовизуальные СМИ: 95 теле- и 284 радиостанции представлены в Интернете.

 

Конечно, большинство итальянцев (67%) читает по-прежнему традиционные (печатные и платные) газеты. Однако 34,7% все-таки уделяют внимание бесплатным газетам, а 21,1% — онлайновым. Последние не один год являются предметом пристального внимания исследователей. Первоначальная озабоченность, связанная с тем, что онлайновые газеты убьют печатные, постепенно отошла на второй план, а на первый выдвинулась разработка стратегии развития онлайновых версий, автономных, но не конкурирующих, а скорее рекламирующих основное издание. Затем в онлайн перекочевала проблема платного, частично платного или бесплатного контента на нескольких уровнях. Во-первых, на уровне информации онлайновой версии, во-вторых, — информации печатного издания, в-третьих, — архива печатной газеты.

В последней избирательной кампании проявилась роль блогов, использовавшихся политиками для формирования своего имиджа и пропаганды своих программ. Блоги в силу своей доступности, доверительности и интерактивности являются почти совершенным средством воздействия в политических баталиях. Однако блоги могут использоваться не только как средство политической борьбы, но и как инструмент «антиполитики».

Лидеры медиарынка Италии: «Медиасет» и «Арнольдо Мондадори эдиторе»; «РКС Медиагруп»; «Группо эдиториале Эспрессо»; «Группо Кальтаджироне»; «Группо Риффезер»; РАИ; «Телеком Италия Медиа».

Из них, по данным немецкого Института медийной и коммуникационной политики, в число 50 ведущих мировых медиагрупп в 2009 г. во главе с «Тайм-Уорнер» и «Уолт Дисней» вошли три группы: «Медиасет» с валовой продукцией 4082 млрд евро (27 место), РАИ — с 3145 млрд евро (38 место) и «РКС Медиагруп» — с 2 738 млрд евро (44 место). Примечательно, что в эту «премьер-лигу» вошли оба телегиганта («Медиасет» и РАИ), представляющие коммерческое и общественное телевидение Италии. Их лидирующее положение напрямую связано с утвердившейся «аномальной» ситуацией на рекламном рынке, когда больше половины рекламных инвестиций в СМИ поглощает ТВ (еще больше рекламы поглощает только ТВ Португалии).

В 2010 году на печать пришлось 36,3% рекламных инвестиций, на ТВ — 53,0%5. В целом, капиталовложения в СМИ увеличились на 3,1% и приблизились к 9 млрд евро. Рост рекламных инвестиций отмечен во всех СМИ, кроме кино (-8,4%). Наиболее высокие темпы роста — в Интернете (42,7%) и радио (8,0%). Что касается печати, то прирост рекламы в этом секторе составил 3,0%, опередив сектор ТВ (1,2%).

Несмотря на то что рост рекламных инвестиций в печать (+3,0%) был выше, чем в ТВ (+1,2%), это не избавило ее от тех проблем, которые дают о себе знать особенно сильно в последние годы. Журнальная периодика, которая в прошлом была сильным звеном в системе печати, сейчас испытывает трудности, связанные с падением тиражей и распространением. В 2010 году эта тенденция была продолжена: тираж и еженедельников, и ежемесячных журналов сократился на 5,6%. Даже самые популярные еженедельники, включая телевизионные, потеряли в распространении: «Панорама» (— 4,7%) и «Фамилья кристиана» (— 7,7%), «Дженте» (-13,6%) и «Оджи» (— 8,2%), «Сорризи э канцони ТВ» (— 3,3%) и «Дипью ТВ» (— 7,5%), «Донна модерна» (— 2,4%) и «Грация» (— 4,0%).

Та же тенденция прослеживается и в традиционно более слабом звене системы печати — ежедневных газетах. Разовый тираж, который ставит Италию на одно из последних мест в Европе по количеству газет на душу населения, равно как и продажа, в новом веке, за исключением 2006 г., неизменно снижаются. Правда, некоторые исследователи считают, что это, по существу, тираж качественных газет, поскольку таблоидов в Италии нет. А для качественных газет — это достаточно высокий показатель. Точка зрения, имеющая право на существование, но не отменяющая значимость факта падения тиражей. В 2010 г. это ощутили на себе большинство газет: информационные «Коррьере делла сера» (— 2,7%) и «Репубблика» (— 0,9%), «Джорнале» (— 7,3%) и «Стампа» (— 0,4%), политические «Манифесто» (— 11,7%) и «Унита» (— 11,0%) и даже газета деловых кругов «Соле 24 оре» (— 0,6%).

Остается также актуальным вопрос о тиражах и распространении, о разрыве между этими двумя показателями, который весьма велик в Италии. Еще одна почти неразрешимая проблема — соотношение подписки и розницы. В журнальном секторе подписка составляет всего 13% (розница соответственно 87%). Меньше подписчиков, чем в Италии, — в Испании.

Ежедневные газеты всегда были обременены многими проблемами, но к ним добавляются и новые. Относительно новая — развитие бесплатных газет, распространение которых стремительно растет. Так, в 2009 г. распространялось 5.510 тыс. экз. платных газет и 3.950 тыс. бесплатных. Следует заметить, что последние становятся все более разнообразными как с точки зрения формы, так и содержания.

 

 

Д.В. Мартынов, А.В.Оськин. «Интернет и пресса» М.: ИД «Собеседник», 2010

 

Теги: