|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |    

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

Италия. Рост «цифры»

Онлайновые издания активно развиваются в Италии, на данный момент их количество уже исчисляется сотнями. Однако по-настоящему популярны лишь несколько сайтов. Во-первых, это электронные странички известных газет. Читатели могут доверять новостям, полученным с этих сайтов. Кроме того, большой посещаемостью отличаются информационно-развлекательные порталы, где новости, статьи, интервью соседствуют с такими услугами, как электронная почта, форум, блоги и т. д.

Число онлайновых изданий в Италии растет практически с каждым днем. Их можно разделить на две группы. Первая — это именно онлайновые издания, то есть информационные ресурсы, на которых регулярно обновляется информация, имеющие структуру, схожую с традиционными СМИ. Вторая большая группа — это электронные странички газет, журналов, телеканалов и т. д.

Одним из самых посещаемых новостных сайтов в Италии является Il Giornale. Хотя по сути это электронная версия одноименной газеты (существующей в Милане с 1974 года и прославившейся своими оппозиционными взглядами), наряду с материалами печатного издания на сайте постоянно, 24 часа в сутки, публикуются новости о последних событиях.

Также нельзя не упомянуть сайт Libero.it, итальянский аналог систем Google, Yahoo, Yandex.ru и т. д. Наряду с такими услугами, как поиск информации, странички блогов, электронная почта, на сайте есть обширная страничка новостей, которая постоянно обновляется (она доступна также по прямому адресу http://affaritaliani.it).

Среди онлайновых изданий, посвященных спорту, можно выделить Viola News. На сайте постоянно публикуются спортивные новости, как написанные корреспондентами этого издания, так и со ссылкой на другие СМИ и информационные агентства.

Отдельно стоит сказать об онлайновых изданиях, рассчитанных на итальянцев, живущих за границей. В других странах непросто получить доступ к традиционным итальянским СМИ, поэтому такие сайты очень популярны. Существуют много итальянских версий англоязычных и не только изданий. Кроме того, имеются специальные СМИ, нацеленные именно на эту аудиторию. Так, очень популярна электронная газета America Oggi  — американская газета на итальянском языке. На этом сайте представлены материалы на самые различные темы, также существует форум.

Кроме того, существует большое количество локальных онлайновых изданий, рассчитанных на аудиторию того или иного города или области. Например, Brescia Oggi, Il Mattino di Padova, La Provincia Cosentina и многие другие. На этих сайтах публикуются новости и статьи, рассчитанные в первую очередь на жителей указанных городов и провинций.

Согласно рейтингу «Топ-100 самых популярных сайтов в Италии» http://www.alexa.com/site/ds/top_sites?cc=IT&ts_mode=country, наиболее популярными онлайновыми изданиями являются электронные версии известных газет. Их преимущество перед исключительно электронными изданиями в том, что имя газеты, давно известной публике, неизменно вызывают доверие.

Хорошим примером этого является сайт столичной газеты La Repubblica, обладающей самым высоким тиражом среди газет общего интереса. На сайте представлен архив газеты, причем материалы поделены по рубрикам. Редакторы активно используют возможности Интернета, совмещая на одной странице информацию разных типов: в качестве иллюстраций иногда используются не только фотографии, но и видеоролики. Помимо редакционных материалов на сайте есть полезные сведения: анонсы культурных мероприятий, карта мира и др.

Также очень известен сайт миланской газеты Corriere della Sera. Это одна из старейших газет, она была основана в 1876 году и по сей день остается одной из самых популярных в Италии. Онлайновое издание представляет собой многоплановый интернет-портал. Газета — это популярное издание по преимуществу развлекательного характера, и онлайн-версия выдержана в том же стиле.

Сайт другой популярной газеты Il Sole 24 Ore — это ежедневное издание для деловых людей. В онлайновой версии также представлен электронный архив газеты, разбитый по рубрикам. Кроме того, публикуется полезная информация, например, постоянно обновляемые показатели курса ценных бумаг.

Онлайн-версия известной коммунистической газеты Il Manifesto также привлекает немало читателей. На сайте есть архив номеров газеты: материалы последней недели можно просматривать по номерам, более старые — по рубрикам.

Популярен сайт спортивной газеты Tuttosport. Здесь материал поделен не по рубрикам, а по номерам газеты. На сайте другой спортивной газеты Gazzetta dello Sport статьи разбиты по рубрикам, соответствующим видам спорта. Кроме того, помимо печатных материалов, на сайте доступны видеоролики.

Итальянский рынок дистрибуции электронного контента пока менее развит по сравнению с рынками других европейских стран в связи с недостатком предложений местных производителей и дистрибьюторов. В некоторых сегментах (музыка, игры и развлечения для мобильных телефонов) значительна доля продукции иностранных фирм, в т.ч. звукозаписывающих.

Оборот рынка электронного контента в Италии по прогнозам увеличится на 30% в 2011 г.

В Италии четко обозначились тенденции, связанные, например, с мобильными телефонами: в 2009 г. ими постоянно пользовались 91,5% молодых итальянцев, а в 2010 г. — 96,5%. То же относится к использованию Интернета: показатель возрос с 39,8% до 73,8% соответственно. С другой стороны, выявились и новые тенденции, которые не прогнозировались. Во-первых, ощутимо уменьшилось использование традиционного телевидения (с 90,9% до 80,1%). Во-вторых, возросло потребление ежедневных газет (с 43,8% до 57,8%), а также и книг (с 49,7% до 62,1%). Следовательно, освоение цифрового мира не только не мешает чтению газет и книг, а скорее способствует ему. Потерпевшей стороной оказывается телевидение, которое в Италии всегда считалось «священной коровой». Привлекают внимание данные по отдельным возрастным группам в связи с тем, что они дают возможность отследить, когда начинает проявляться интерес к чтению и когда падает интерес к ТВ, когда, в основном, слушают радио, а когда «уходят» в Интернет. Примечательно, что сближаются интересы между юношами и девушками, которые в 2007 г. разнились больше.

В сравнении с другими европейскими странами (Великобританией, Германией, Испанией и Францией) позиции Италии выглядят весьма обнадеживающими. Итальянская молодежь практически не уступает своим сверстникам из других стран в освоении СМИ, а в сотовой связи — опережает. Вселяет оптимизм и то, что в чтении книг, газет и журналов налицо явный прогресс. Так что и на досуге молодые итальянцы отнюдь «не пропадают» в Интернете, как принято считать, а еще читают книги и прессу.

Электронные книги продемонстрировали в 2010 г. в Италии наиболее впечатляющие темпы роста. В этом году, по прогнозам аналитиков, будет продано около 5,5 миллиона штук. Это связано с тем, что само чтение становится более мобильным, более интересным в электронном виде. В Италии сейчас создано много сайтов, где можно купить литературу в электронном виде. Много и бесплатных библиотек, фонды которых значительно превышают фонды платных.

О своем видении нового рынка уже заявили крупные издательства. Издательствам по большей части интересно предлагать пользователям полноценные мультимедийные продукты. Несмотря на все преимущества электронных книг, значительная категория итальянцев настороженно относится к ним. Многие книголюбы очень привязаны к бумажным версиям своих любимых томов.

По последним прогнозам, в 2010-2011 гг. мобильные телефоны и нетбуки с двумя дисплеями уверенно вторгнутся на территорию итальянских ридеров. Появятся приложения, с помощью которых устройства, не предназначенные для чтения, будут готовы взаимодействовать с электронными книгами. В прошлом году появились разнообразные приложения для iPhone, смартфонов и ПК и первые приложения для портативных игровых устройств, таких как Sony, PSP и Nintendo DS. В этом году приложений будет значительно больше. Учебники в электронном виде станут более доступными, но и продажи останутся скромными. Издатели печатных СМИ начнут выпускать свои приложения и устройства. На сегодняшний день они не удовлетворены тем, в каком виде их продукция доступна на ридерах Kindle и Sony. Издатели заинтересованы в большей функциональности, которая позволила бы, например, продавать рекламу в изданиях и контролировать отношения с подписчиками.

В соответствии с результатами опроса, проведенного компанией Forrester, среди 14 536 онлайн-покупателей в Испании и Италии 4% опрошенных приобретали электронные книги в течение последнего месяца и 19% выразили готовность покупать их в ближайшем будущем.

Д.В. Мартынов, А.В.Оськин. «Интернет и пресса» М.: ИД «Собеседник», 2010