|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |    

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

Франция. Интернет как стартовая площадка

Ситуация, когда газета или журнал появляется в Интернете, стала обычным явлением. Наоборот случается гораздо реже. В конце сентября 2009 года французский сатирический сайт Bakchich.info, созданный в 2006 году, запустил свою еженедельную печатную газету под названием Bakchich Hebdo.

Во Франции это было впервые — никогда еще информационный сайт не выходил на бумаге. Запуская печатную версию интернет-издания, владельцы сайта Bakchich.info, дефицит бюджета которого постоянно увеличивался в связи с сокращением доходов от рекламы, надеялись оказать ему таким образом финансовую поддержку. Для того чтобы выйти на уровень рентабельности, новому еженедельнику нужно было добиться продаж на уровне примерно 25 000 экземпляров. Реализованный тираж первого номера составил 30 000 экземпляров, но затем последовало падение продаж до 15 000 экземпляров и меньше, тогда как на сайт ежедневно заходили 800 000 пользователей. В результате, после выхода седьмого номера газеты убытки издателей составили 100 000 евро, а после 14 выпуска выпуск печатной версии был прекращен. Однако в марте 2010 года, после трехмесячного перерыва, Bakchich Hebdo снова появился в киосках. Во время простоя, связанного с серьезными финансовыми проблемами, редакция поработала над тем, чтобы укрепить газету, увеличить ее тираж, поскольку именно малые тиражи стали причиной неудачи первого запуска бумажной версии. Но благодаря вмешательству акционеров, сделавшим дополнительные инвестиции, Bakchich возродился из пепла. Поскольку первый запуск был провален из-за слишком слабой рекламы, на этот раз были вложены достаточные средства для привлечения читателей. При цене в евро вместо прежних двух, новый еженедельник стал более доступен. Кроме этого, газета стала выходить по субботам, что, как рассчитывают издатели, позволит избежать прямой конкуренции с журналами Le Canard enchaine, Charlie Hebdo и Sine Hebdo, выходящими в другие дни недели.

Подобно сайту Bakchich.info, но более удачную попытку появиться на бумаге предпринял в декабре 2009 года интернет-журнал Mediapart. За 2,50 евро читатели могли приобрести 32-страничное цветное издание, выпущенное тиражом 50 000 экземпляров. Тогда Mediapart так объяснил свое решение: «В это время, в конце года, когда все постоянно перемещаются и не всегда с компьютером, это печатное приложение позволит по-новому получать информацию Mediapart». Затем последовало издание еще одного печатного выпуска и книги, составленных из материалов сайта. Эти попытки могут стать больше, чем просто одноразовые специальные выпуски, поскольку учредители сайта собираются превратить пробную печатную версию в еженедельный журнал. Заместитель главного редактора Mediapart Софи Дюфо (Sophie Dufau) в интервью интернет-журналу Discordance, комментируя эти эксперименты, отметила, что «это позволило привлечь на сайт разных читателей, покупающих прессу в киосках и в книжных магазинах»: «Эти проекты также являются способом вновь использовать контент, который не устаревает со временем… На первом выпуске мы не заработали, но и не потеряли — было продано около 13 500 экземпляров. Тогда мы выпустили второй номер. Книга, напротив, продается хорошо, и мы сможем возместить расходы на ее издание».

В июне 2010 года еще один «pure player», информационный сайт Rue89, который отметил в мае свою третью годовщину, запустил ежемесячный журнал Revu89. В интервью 20minutes.fr Пьер Аски (Pierre Haski), президент и соучредитель Rue89, заявил, что журнал будет выходить тиражом 80 000 экземпляров и продаваться по цене 3,90 евро. «В издании объемом около 100 страниц будут выборочно публиковаться материалы сайта, а также статьи, написанные специально для журнала, — уточнил Пьер Аски. — Главная задача — увеличить узнаваемость издания в киосках теми читателями, которые не являются аудиторией сайта. Кроме того, журнал позволит нам размещать фотографии и иллюстрации, что улучшит восприятие материалов. Это, к тому же, даст вторую жизнь нашим статьям». Контент Rue89 будет создаваться 15 журналистами информационного сайта. Издание и печать возложены на стороннюю организацию. Журнальный формат позволит размещать на четырех-шести страницах рекламу, что даст дополнительный доход. Rue89 надеется, таким образом, продавать в киосках от 15 000 до 20 000 экземпляров журнала. Учитывая, что объем реализации, обеспечивающий рентабельность, составляет около 13 000 экземпляров, сайт сможет получить прибыль от продаж журнала. Если все пойдет по плану, Rue89 должен начать получать прибыль с 2011 года.

А вот группа Lagardere целенаправленно решила протестировать идею будущего бумажного проекта в Интернете. В декабре 2009 года медиахолдингом был запущен сайт Be.com, названный по имени будущего печатного издания, над которым Lagardere работает уже много месяцев. Ориентированный на активных тридцатилетних женщин, сайт позиционируется как предназначенный прежде всего для общения. «Речь идет в первую очередь о создании социальной сети с определенной тематикой — модой», — объясняет Валери Брушу (Valerie Brouchoud), президент Doctissimo.com (портал, посвященный здоровью) и издатель Be.com.

В Lagardere, где не скрывают намерения запустить в будущем новый женский еженедельник, заявляют, что прежде всего делают ставку на Интернет, но вполне естественно, когда торговая марка распространяется на несколько продуктов. Если Lagardere по-прежнему желает запустить новый еженедельник, то воплощение этой идеи теперь зависит от успешного внедрения марки Be в Интернете. В этом смысле сайт Be.com прекрасно подготовит почву для печатной версии журнала. «Дизайн сайта очень близок к дизайну существующих глянцевых женских журналов, — отмечают эксперты. — Живые цвета и желтая подложка сайта странным образом напоминают дизайн женского журнала Grazia, издаваемого группой Mondadori France».

Д.В. Мартынов, А.В.Оськин. «Интернет и пресса» М.: ИД «Собеседник», 2010