|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |    

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

Франция. Рука помощи для интернет-изданий

23 января 2009 года, после выхода «Зеленой книги», президент Франции Николя Саркози анонсировал появление статуса «издателя интернет-СМИ» и заявил, что «помощь развитию интернет-изданий будет увеличена» и «может принять форму дотаций и ссуд». 

Учрежденный декретом № 2009-1379 от 11 ноября 2009 года, Фонд помощи развитию интернет-изданий (Fonds SPEL) заменил Фонд помощи интернет-изданиям предприятий прессы, созданный на основании декрета № 2004-1313 от 26 ноября 2004 года. На 2009 и 2010 год Фонду выделено 20,2 млн евро.

Фонд создан на три года, средства из него могут выделяться юридическим лицам, проекты которых соответствуют статусу интернет-изданий, признанному Паритетной комиссией пресс-изданий и пресс-агентств (Сommission paritaire des publications et agences de presse, CPPAP). 

Интернет-издания должны публиковаться преимущественно на французском языке или на одном из местных языков, используемых во Франции. Бенефициарами Фонда могут быть также и издания на иностранных языках, если их содержание востребовано французским обществом.

Коллективные проекты, иные, чем создание интернет-издания, могут быть представлены предприятиями, профессиональными ассоциациями и профсоюзами, другими юридическими лицами, получившими мандат по меньшей мере от трех организаций — владельцев интернет-изданий, признанных Паритетной комиссией и не имеющих долей в капитале друг друга.

Помощь оказывается Фондом в виде дотаций или подлежащих возмещению ссуд. Срок погашения — от 12 до 36 месяцев. Форма помощи определяется в зависимости от высказанной просьбы или по другим критериям, например, в зависимости от экономического состояния предприятия. Размер помощи ограничен 40% предполагаемых расходов в случае дотации и 50% — в случае возвращаемой ссуды. Для интернет-изданий политического или общего информационного характера эти цифры увеличиваются соответственно до 60 и 70%. Помощь, которая может быть оказана Фондом одному изданию в течение года, ограничена 1 500 000 евро. Для коллективных проектов этот лимит составляет 1 000 000 евро для каждого участника проекта. 

Однако ряд экспертов полагает, что такой адресной поддержки недостаточно. Депутат французского парламента от правящей партии «Союз за народное движение» Патрис Мартэн-Лаланд внес три поправки в законодательство, предусматривающие снижение налогообложения для интернет-СМИ. 

Начиная с 2002 года, когда Патрис Мартэн-Лаланд был назначен специальным докладчиком комиссии Национального собрания по бюджету медиаотрасли, он пытается законодательно понизить НДС для интернет-СМИ с 19,6% до уровня этого налога для печатной прессы, составляющего во Франции 2,1%.

В 2009 году депутат решил действовать по-новому, внеся в финансовое законодательство сразу три варианта поправок (оговоримся сразу: ни одна из них не прошла). Первый вариант предусматривал нулевое налогообложение интернет-СМИ, то есть английскую модель, по которой не взимаются налоги со всех публикаций независимо от способа их распространения. Предполагая трудности с принятием этой модели, депутат предложил второй вариант поправки, снижающей НДС для интернет-СМИ до 2,1%, что в точности соответствует уровню налогообложения печатных СМИ. Наконец, в третьем варианте предлагалось сократить НДС до 5,5%, то есть ввести налог, применяемый в настоящее время к продукции в сфере культуры (книги, кинофильмы и др.). Депутат сам предпочитает ставку в 2,1%: «Это будет особенная, «французская» ставка, не применяемая ни в одной другой стране», — подчеркивает он. 

Д.В. Мартынов, А.В.Оськин. «Интернет и пресса» М.: ИД «Собеседник», 2010