|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |    

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

Россия. Офлайн в онлайне

По данным «Рамблера», на конец 2009 года в Рунете существовало около 4 000 активных сайтов средств массовой информации. Их суточная аудитория превысила 6 млн посетителей. По всему сектору в день осуществляется почти 50 млн просмотров. И согласно той же статистике, 60% ведущих СМИ Рунета — чисто онлайновые ресурсы. При этом доля электронных версий печатных СМИ составляет 30%.

Согласно статистике «Рамблера», более 30% читателей интернет-СМИ на регулярной основе используют от четырех до десяти источников информации. Приверженцев же использования какого-либо одного сетевого СМИ для удовлетворения своего информационного голода только 13,5%.

Не так давно российскому рынку был представлен рейтинг «Smart Rank. Индекс Качества» (Smartrank.ru; «Индекс Качества. Сто лучших интернет-СМИ») — «ТОП-100 интернет-СМИ 2009/2010», позволяющий выделить более перспективные рекламные онлайн-площадки. 

Согласно этому рейтингу, около половины проектов, вошедших в топ-100, — издания, представленные только в Сети и не аффилированные с крупными офлайновыми медиахолдингами. Еще около 30 проектов — сетевые версии печатных СМИ и их партнерские проекты. 

Тем не менее, в первой двадцатке рейтинга представлены одиннадцать проектов крупных офлайновых медиагрупп — Independent Media (Vedomosti.ru), ИД «Коммерсант» (Kommersant.ru), «Газпром-Медиа» (Echo.msk.ru), «BBC» (BBCRussian.com), «Bonnier Business Press» (DP.ru), «Объединенные Медиа» (Bfm.ru), «Интерфакс» (Interfax.ru), РИА «Новости» (Rian.ru), «ВГТРК» (Vesti.ru), «Российская газета» (Rg.ru), «Новая газета» (Novayagazeta.ru). 

По оценкам экспертов рынка, в 2009 году, несмотря на кризис, в сектор интернет-изданий пришло большое количество новичков, основной чертой которых является зачастую размытая идеология и непохожесть на привычные, традиционные медиа. К ним, в частности, можно отнести:

— INFOX.RU — самый большой проект из стартапов в Интернете, не присутствующий в других медийных средах;

— BFM.RU — входит в холдинг BFM, позиционирован на деловую аудиторию;

— SLON.RU — независимое СМИ в Интернете, имеющее распределенную онлайн-редакцию;

— SNOB.RU — проект, входящий в медиагруппу «Живи!», со сложной внутренней идеологией; рассчитан на узкую целевую аудиторию, но с признаками медиа;

— GZT.RU — перезапуск электронной версии ежедневного бумажного издания «Газета»;

— FORBESRUSSIA.RU — электронная версия журнала с признаками онлайн-редакции;

— LIFENEWS.RU — re-launch life.ru; входит в тот же холдинг, что и газеты «Твой день» и «Жизнь»;

По прогнозам, в ближайшее время рынок ждет еще несколько стартапов в секторе интернет-СМИ, причем наиболее перспективное будущее ждет b2b-медиа.

Сегодняшние онлайн-издания Рунета предлагают своим пользователям большой выбор возможностей:

— мультимедийный контент (звук, картинка, текст, гиперссылки, flash-объекты);

— новые жанры, разноформатное видео: от традиционных репортажей и интервью до документальных фильмов;

— блоги известных людей «не из Интернета», видеоблоги;

— большие массивы данных, смысловой поиск;

— платные архивы и отдельные публикации;

— интерактив: викторины, лотереи, ставки, электронную торговлю.

Российские производители интернет-контента уже сейчас вырабатывают определенные правила игры, в которых эксклюзивность подачи информации становится основным фактором выживания СМИ в Сети. Готовятся даже определенные изменения в законодательство, защищающие производителей контента от его несанкционированного использования в досудебном порядке.

Аналитики прогнозируют, что в недалеком будущем большинство сайтов, специализирующихся на перепечатке новостей, в Рунете закроются. Борьба за авторские права набирает обороты. Так, известны судебные разбирательства между «Интерфаксом», «Правдой» и Newsland.ru; «Вестями» и Mail.ru и много других. 

Еще один заметный тренд — платный доступ к качественному контенту. Яркий пример здесь — издательский дом «Эксперт», выпускающий одноименный журнал, а также D' («Д-Штрих») и «Русский репортер». В начале 2010 года ИД принял решение сделать доступ к электронным версиям своих журналов платным. Чтобы ознакомиться с материалами, размещенными в электронном варианте свежего номера издания, читатель должен оформить подписку. Например, месячный доступ к материалам «Эксперта» обойдется в 330 рублей, «Русского репортера» — в 200 рублей, а годовая подписка на электронную версию D' — в 999 рублей. 

Читатели, оформившие заявку на получение свежих выпусков, будут получать материалы в день выхода печатных версий журналов на электронную почту. Кроме того, на сайте «Эксперта» можно получить и разовый доступ к статьям свежего выпуска. Для этого нужно отправить специальное SMS-сообщение стоимостью от 43 до 45 рублей (в зависимости от оператора мобильной связи). После этого желающий прочесть новые статьи «Эксперта» получит специальный код доступа, а также возможность обращаться к архивным материалам издания в течение недели. 

Пока результаты этого эксперимента не известны. 

Что касается будущего в связке «Интернет и печатные издания», то в этой части прогнозы российских экспертов не утешительны. Издания на бумаге ближайшие 20 лет, конечно же, по-прежнему будут востребованы потребителем в силу привычки и традиции. Согласно данным, представленным в 2009 году в рамках конференции «Издательский бизнес / Publishing Expo — 2010», только 20% российских читателей традиционных печатных газет и журналов готовы перейти на использование их виртуальных копий. Однако поколение активных пользователей виртуальных товаров и услуг становится все старше. И это поколение изначально не является потребителем рынка печатных изданий. Поэтому ожидаемое в ближайшем будущем увеличение аудитории от распространения виртуальных копий печатных изданий существенно превышает перетекающие 20%.

Понимая это, российские издатели активно развивают свои интернет-представительства. Свои сайты, порталы или даже обособленные медиаресурсы сегодня имеют почти все основные традиционные СМИ. Причем зачастую интернет-проект лишь недолгое время существует как приложение к своей печатной версии. Чаще всего через какое-то непродолжительное время он перерастает в самостоятельное онлайн-СМИ.

Так, например, произошло с сайтом Aif.ru. На сегодняшний день на материалы из газет и журналов под брендом «Аргументы и Факты» приходится лишь 30% публикуемого на портале контента, 60% — собственная информация, созданная силами проекта и публикуемая семь дней в неделю (оставшиеся 10% приходятся на читательский контент).

Предоставление уникального и востребованного контента, по словам руководителей Aif.ru, позволило вывести ресурс на полную самоокупаемость и увеличить его посещаемость в 2007-2008 годы в четыре раза. Месячная посещаемость Aif.ru — примерно 4 660 000 человек. Это почти в полтора раза больше аудитории номера еженедельника «АиФ» (тираж около 3 000 000 экз.). 

Сайт «АиФ» имеет традиционную модель для СМИ, основной сервис которой — информация, ответы на вопросы, новости. История ресурса насчитывает больше десяти лет, то есть сайт — практически ровесник Рунета. Сначала это была визитная карточка еженедельника. В 2006 году акционеры издательства приняли решение развивать возможности интернет-площадки. До 2008 года у «АиФ» действовала модель сайта — архива газеты и новостного сайта. В феврале 2009 года эти ресурсы были объединены. Теперь посетители портала могут на одном сетевом ресурсе читать и материалы газеты, и новости. 

Сейчас на сайт приходит порядка 200 тысяч человек в сутки. Раздел «Новости» — в пятерке самых посещаемых. 

Команда сайта держит тесный контакт с коллективом газеты. Публикуются материалы «печатных» журналистов, проводятся пресс-конференции с руководством издательства. 

Помимо собственно получения информационного контента сайт предлагает своим читателям и дополнительные опции. Дополнительные сервисы сайта Aif.ru: онлайн-книги; афиша; библиотека; блоги; онлайн-игры; база недвижимости; доска объявлений; гороскопы; база вакансий (60 000 объявлений) и резюме; онлайн-конференции. 

Глубина просмотра сайта доходит до 18 просмотров на пользователя. А среднее время общения с разделом — до 7 минут. Aif.ru сегодня — самоокупаемый онлайн-ресурс, работающий семь дней в неделю. 

В Москве над сайтом работают три «новостника», пять редакторов (вместе с выпускающим), один специалист по видео, два верстальщика. 

Интернет-редакция производит ежедневно целый ряд спецпроектов и собственных видеоматериалов. Редакция Aif.ru работает с 7.00 до 23.00. 

Однако не все российские ресурсы идут по пути создания отдельной интернет-редакции. Иначе поступил еще один из самых популярных массовых газетных брендов — ИД «Комсомольская правда» при организации работы своего портала Kp.ru. 

«Семья» сайтов kp.ru включает в себя один федеральный сайт и 50 региональных, собранных на единой технологической платформе (сюда же входят сайты Беларуси, Киргизии, Украины, Канады и Черногории). Федеральный сайт включает в себя не только «Комсомольскую правду» (550 000 посещений в день), но и другие проекты издательства: «Советский спорт» (140 000 посещений в день), «Экспресс-газету» (120 000 посещений в день), Kp-avto.ru (30 000 посещений в день), «Радио КП» (10 000 посещений в день). Посетители приходят на сайт kp.ru из закладок, по поисковым запросам или с новостей, публикуемых на крупных порталах типа «Яндекса». 

Издательский дом отказался от практики создания отдельной интернет-редакции. На сайты пишут и размещают информацию «универсальные» журналисты «Комсомольской правды». 

Все творческие сотрудники «КП» прошли специальную подготовку по работе в редакторском интерфейсе прямо на сайте. Журналисты сами выкладывают тексты, отвечают на комментарии, расставляют ссылки на свои статьи, записывают видео и аудио к материалам. Помимо этого, все они прошли тренинги работы в прямом эфире «Радио КП». 

Сотрудники редакции kp.ru «ведут» посетителей по сайту, управляют его поведением как с помощью анонсов статей на главной странице, так и работой в комментариях и блогах, саморекламными баннерами, опросами по горячим темам. В редакции существует строгий график работы, а каждый журналист составляет ежедневный, еженедельный и ежемесячный отчет. 

Запустив электронные версии в Интернете, издатели получают уникальную возможность интерактивно коммуницировать со своей аудиторией, расширить свою читательскую базу, нарастить базу подписчиков и облегчить работу с рекламодателями. Например, российский ИД IMSM еще в конце 2009 года официально объявил о прекращении выпуска своих многочисленных печатных приложений к бренду Cosmopolitan, заявив, что ранее популярные спутники-саттелиты — это вчерашний день, и запускать сегодня новые бумажные приложения — дело уже устаревшее. ИД IMSM первым на российском рынке запустил свои журналы в электронной подписке Zinio. Она подразумевает перевод журнала в цифровую версию, ее выкладку в Сеть и продажу подписки через интернет-магазин. Такой формат — это не сайт и не электронное СМИ, это журнал, точно такой, как его бумажная версия, но распространяющийся не через уличные киски, а в цифровом формате. Формат Zinio имеет много дополнительных возможностей, интересных в том числе рекламодателям. В такой электронной версии многое «кликабельно», интерактивно. Электронная версия журнала Cosmopolitan уже отличается от печатной тем, что на многое в ней читатель может «кликнуть», и ему все не только расскажут, но и покажут. Как заявила в одном из своих выступления Елена Мясникова, генеральный директор ИД IMSM, в скором времени все журналы будут выходить на электронном носителе, как только появятся ридеры более высокого качества. При этом журналистам уже не нужно будет писать статью на разворот, достаточно сделать несколько фотографий и подписать их. Автор будет не писать, а рассказывать и показывать, считает Мясникова.

Д.В. Мартынов, А.В.Оськин. «Интернет и пресса» М.: ИД «Собеседник», 2010

Похожие материалы: http://www.arpp.ru/publikatsii/273365-frantsiya-ruka-pomoshchi-dlya-internet-izdanij.html