|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |    

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

Россия. Не только компьютеры

Как мы увидели, во всех странах сегодня СМИ уже осваивают не только мониторы компьютеров — созданы специальные устройства, позволяющие читать электронные издания, разрабатывается программное обеспечение, адаптирующее цифровое чтение для мобильных телефонов, ведутся активные разработки электронной бумаги, которая сможет сочетать в себе свойства печатного листа и компьютера.

Самое известное сегодня в мире специализированное устройство для чтения — это, конечно, ридер Kindle от Amazon. Сегодня Amazon предлагает устройство своим читателям более чем в 100 странах мира. Электронный прибор для чтения оборудован 3G-модемом и связывается бесплатно через мобильное соединение с магазином продажи электронных книг этой торговой фирмы. Купить можно как книги, правда, пока только на английском языке, так и интернациональную прессу, к примеру, такие газеты, как Frankfurter Allgemeine Zeitung и Handelsblatt. Клиенты могут купить Kindle на сайте Amazon.com по цене $279. 

На рынке представлены и предложения других фирм, производящих устройства для чтения книг, в числе их Sony с моделями PRS-505 и Touch Edition и новый берлинский проект Txtr. 

Крупнейший издатель в США Hearst также намерен отвоевать долю рынка со своим ридером. Как заявляют в Hearst, новое устройство под названием Skiff было специально разработано для чтения газет и журналов, оно полностью поддерживает сложившиеся стандарты верстки печатных СМИ. В настоящее время уже готов перечень специального программного обеспечения, который позволит издателю с легкостью трансформировать свое печатное детище в электронный формат Skiff. Ожидается, что к проекту присоединятся и другие издательские дома. 

Skiff будет оснащен беспроводным модулем связи формата 3G, что позволит пользователю загружать контент, не прибегая к компьютеру. Кроме того, пользователь сможет сам решать, приобрести один выпуск того или иного издания или оформить подписку.

Новое устройство должно заинтересовать издателей в первую очередь легкостью перехода на электронные издания, кроме того, как заявляют в Hearst, специально для Skiff был разработан целый спектр возможностей размещения рекламы. 

На рынок электронных книг вышла и компания Barnes&Nobles с устройством Nook. Nook отличается от Kindle двухэкранным дизайном. Под привычным 6-дюймовым экраном еInk размещен цветной сенсорный LCD с поддержкой multitouch. На этом экране будут размещаться элементы пользовательского интерфейса, например, цветные обложки для выбора книг, или виртуальная клавиатура. Во время чтения LCD-экран будет отключаться для экономии заряда батареи, которой должно хватить на десять дней непрерывного использования. 

В комплекте с устройством поставляется карта памяти на 2 Гб, которой, как уверяют разработчики, хватит для хранения около 1500 книг. Кроме того, Nook поддерживает просмотр фотографий и прослушивание mp3-музыки. Беспроводной модуль, встроенный в устройство, работает по технологии 3G и позволяет загружать книги в течение нескольких секунд. Причем пользователь заплатит лишь за книгу, оплату трафика компания берет на себя. 

Многие российские издатели имеют в своем портфеле аппликации для мобильных телефонов и даже для iPhone. Так, интересный проект придумал ИД «Вокруг Света» — путеводители в формате GPS, созданные в стиле их локомотивного печатного издания. Нечто подобное вывел на рынок и ИД IMSM для бренда Cosmo — электронный поиск брендовых товаров по магазинам на карте Москвы, который можно осуществить в своем мобильном телефоне. 

В целом мобильные устройства как новый носитель контента завоевывают в нашей стране все большую популярность. Специалисты, работающие на рынке электронного контента, делят все существующие ныне устройства для его потребления на две основных группы:

•специализированные (созданные специально для чтения текстов в электронном виде); 

•адаптированные (адаптированные для потребления контента). 

К первой группе относятся ридеры. Ко второй, собственно, все остальные устройства, начиная с компьютера. 

Согласно ряду исследований, россияне с готовностью воспринимают новые устройства для потребления контента. И если сам контент более 90% пользователей оплачивать пока не стремятся, скачивая его где только возможно, то за устройства для прочтения этого контента — ридеры — они платить готовы.

Согласно исследованию компании bookee, более 50% пользователей за устройство для прочтения электронного контента готово заплатить до 5 000 руб., а почти 8% готовы приобрести его «за любые деньги». Наиболее популярными у россиян сегодня являются устройства компаний Sony и E-book Reader.

Однако ридеры сегодня нет так распространены среди российских пользователей электронного контента, как другое мобильное устройство (относящееся уже к группе адаптированных) — телефон.

Сегодня почти все основные российские издательские компании активно развивают направление мобильного контента. Такой проект, в частности, запустила газета «Коммерсантъ», причем — на бесплатной для читателей основе. Оперативные новости, свежие выпуски самой газеты, а также журналов «Власть», «Деньги», «Секрет фирмы», Weekend и «Огонек» читатели могут читать в своем iPhone или iPod Touch. Читатель также может просматривать фотогалереи, сохранять выбранные статьи и фотографии для последующего быстрого обращения к ним, пользоваться поиском по архивам материалов. По данным издательства, приложение для iPhone скачали уже более 50 тысяч пользователей. Кроме того, ИД «Коммерсантъ» запустил полноценные приложения всех своих изданий для чтения на телефонах, работающих на операционной системе Windows Mobile.

Большинство телефонов, используемых в России, работает именно на этой платформе. PDA-версия «Коммерсанта» при чтении ее на смартфоне с Windows Mobile до запуска приложений предлагала более скромный сервис: на сайте можно было прочитать только материалы текущей ленты новостей и номеров газеты. Сейчас же версии «Коммерсантъ», «Власти», «Денег», «Огонька», «Секрета фирмы» и Weekend’а имеют удобный рубрикатор, полный бесплатный доступ ко всем статьям печатных изданий, поиск по архивам, фотографии и галереи.

Помимо версий для iPhone и Windows Mobile, «Коммерсантъ» имеет в своем арсенале SMS-версию, PDA-версию для карманных ПК, wap-версию, электронную версию «Коммерсантъ SmartEdition». В планах компании — запуск приложений для платформ Symbian и Android.MD.

Осенью 2009 года бесплатное приложение для iPhone запустила и ежедневная деловая газета «Ведомости». Теперь «Ведомости» в телефоне можно не только читать, но еще и слушать и смотреть. Приложение включает в себя новости, свежий номер газеты и свободный доступ к электронному архиву, а также постоянно обновляемую рыночную информацию.

На сегодняшний день аналогичные разработки также внедрены в РИА «Новости», газетах «Комсомольская правда» и «Аргументы и Факты», журнале «Афиша» и др.

«Афиша» для iPhone и iPod Touch содержит полные расписания кино, концертов, клубов, выставок; адреса, телефоны, фотографии и карты проезда для ресторанов, кинотеатров, музеев, галерей; рецензии обозревателей и пользователей «Афиши» на фильмы и спектакли. Кроме того, существует возможность автоматического определения местоположения пользователя с последующим предложением ему близлежащих вариантов для проведения досуга.

Приложение «АиФ» для iPhone содержит все материалы сайта и бумажной версии «АиФ», удобно в использовании и оформлено в фирменном «аква-стиле» iPhone. Приложение само грузит свежие новости, используя текущее подключение пользователя к Интернету. Доступ к Сети требуется только для обновления новостей, а для чтения уже загруженных новостей приложение работает в режиме офлайн.

По данным The-eBook.org каждый год в России интерес на все, что связано с электронным контентом и устройствами для его потребления, растет на 200%. Для сравнения, в США каждый год рост составляет около 400%. Было время, когда устройства толкали контент вперед, сейчас наоборот — спрос на контент приводит к спросу на устройства для чтения.

Д.В. Мартынов, А.В.Оськин. «Интернет и пресса» М.: ИД «Собеседник», 2010