|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |    

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

Реальные деньги: монетизация интернета. Желание заработать

Новые СМИ прошли путь, в чем-то схожий с путем традиционной прессы: поначалу они были доступны только узкой и обеспеченной аудитории, затем захватили широкие круги пользователей и наконец пришли к современному этапу. Этот этап характеризуют две разнонаправленные тенденции — желание «издателей» зарабатывать и нежелание «читателей» платить. 

Новые медиа в этих условиях выбирают два пути — открыть доступ к контенту и зарабатывать на рекламе или заставить аудиторию платить за информацию и… зарабатывать на рекламе. Однако пока примеров реальных успехов на ниве извлечения доходов из новых медиа не много — в обоих станах.

Тем не менее, медиамикс перераспределяется и смещается в сторону онлайна: рекламодатели тратят все меньше средств на рекламу в печатных изданиях и все больше — на онлайновую рекламу. Это утверждение подкрепляется, в частности, результатами исследований LinkedIn’s Research Network и Harris Interactive. По этим данным, пока что доля рекламодателей, которые используют печатную и онлайновую рекламу в своих медиамиксах, примерно равна: 88 и 92% соответственно. Однако тренды в использовании онлайновой и печатной рекламы принципиально различаются. Три четверти опрошенных (74%) заявили, что используют сегодня Интернет в большей степени, чем делали это еще год назад. В то же время половина (49%) опрошенных заявила, что за последний год стала меньше использовать рекламу в печатных изданиях. При этом лишь 41% опрошенных сказали, что расходы их брендов на рекламу в печатных изданиях остались на том же уровне, что и год назад.

Вместе с тем, пока лишь 14% опрошенных рекламируют свои бренды только в Сети, тогда как более половины (54%) опрошенных рекламодателей заявили, что тратят деньги на онлайновую рекламу в рамках широкой мультимедийной кампании, в которой задействовано несколько каналов. 

Тогда как в большинстве стран Интернет отнимает кусок у прессы, в Великобритании Интернет сумел поколебать позиции такого титана рекламного рынка, как телевидение. Как сообщает Бюро интерактивной рекламы (IAB) в 1 полугодии 2009 года рекламодатели потратили на Интернет £1,75 млрд (+4,6% за год), в том числе больше половины ушло на поисковую рекламу (+6,8%). А вот телевидение получило всего £1,6 млрд (-17%). Эти данные были получены по результатам независимой оценки агентством PricewaterhouseCoopers. Таким образом, Интернет теперь занимает 23,5% рекламного рынка Великобритании (и продолжает расти), а у ТВ осталось 21,9%. В связи с переходом рекламодателей из телевидения в Интернет сейчас самым перспективным сектором является онлайновая видеореклама. Частично благодарить стоит кризис, потому что в Великобритании именно телереклама сильно пострадала из-за него. Кроме того, этому знаменательному событию во многом способствовало бурное развитие мобильных устройств с выходом во Всемирную паутину и растущие сети беспроводного подключения. По мнению экспертов, победа является окончательной, и даже когда кризис закончится, телевидению уже не восстановить утраченных позиций. 

Впрочем, из традиционных издателей, развивающих также и проекты в Сети, пока никто не отметил, что интернет-реклама принесла больше денег, нежели печатная, или хотя бы компенсировала потери бумажной версии. Французские исследователи, как мы уже упоминали, подсчитали, что рекламный доход от одного уникального посетителя в 20 раз меньше, чем от одного читателя. Доход от рекламы, обеспечиваемый ежегодно одним уникальным посетителем, варьируется от 1 до 3 евро против 20-60 евро, которые приносит читатель печатной прессы.

Иными словами, новые медиа отнимают у традиционных существенную часть внимания аудитории, однако особого финансового успеха они пока не добились. И все же многие издательские компании рассматривают Интернет уже не столько как угрозу существованию печатной периодики, а как надежду на выживание всей отрасли массовых коммуникаций.

По данным WAN, опубликованным в январе 2010 года, мировые медиакомпании намерены компенсировать потери в традиционных для себя источниках доходов именно за счет выручки, генерируемой интернет-сервисами и рекламой. Более 20% опрошенных исследователями WAN сообщили о росте доходов от онлайн-контента и 70% зафиксировали рост дохода от интернет-рекламы.

В структуре доходов издательских домов выручка от нетрадиционных медиа — социальных сетей, мобильного контента, сетевых сервисов и т. д. — достигла значительной доли. 26% респондентов отметили, что доход от этих сервисов — около 21-30% от их общих доходов. У 4% компаний подобные сервисы генерируют более 70% выручки.

Согласно прогнозу развития рекламных поступлений в традиционные и цифровые медиа от BIA Advisory Services, доля последних будет расти в ближайшие четыре года, в то время как общий объем рекламы в медиа сократится за этот период с $155 млрд в 2008 до 144,4 млрд в 2014 году. В ближайшие четыре года увеличение рекламодолларов в интерактивные медиа (куда относят контекстную и баннерную рекламу на поисковых платформах и локальных интернет-сайтах, email-маркетинг и другие интернет-проекты) приведет к тому, что интернет-проекты постепенно «отъедят» 13,2 доли рынка рекламы у традиционных медиа. 

 Д.В. Мартынов, А.В.Оськин. «Интернет и пресса» М.: ИД «Собеседник», 2010

Похожие материалы: Россия. Офлайн в онлайне