|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |    

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

Современные СМИ: заключение

Современные средства массовой информации выросли из просто средств информации: вся история СМИ вплоть до конца ХХ века — это путь от дорогого, доступного (и вопрос стоимости здесь не единственный) только избранным продукта до глобальных печатных брендов, едва ли не бесплатных и простых в понимании чуть ли не на уровне пиктограмм. И еще несколько лет назад трудно было представить, что в один прекрасный момент эта дорога повернет обратно.

Идеальное СМИ XXI века похоже на газету «Куранты», выпускавшуюся для царя Алексея Михайловича, — индивидуальный продукт, полностью заточенный под одного-единственного потребителя. В своей книге «Цифровое бытие» Николас Негропонте предсказывает грядущее время, в котором у людей появится возможность адресно получать именно те новости, которые наиболее важны лично для них, и отфильтровывать все остальные: «Цифровые СМИ будут предлагать своей аудитории то, что автор <Негропонте> называет «Ежедневный Я» — персональный источник информации для того, кто в ней заинтересован. Эта очищенная форма журналистики будет включать в себя анонсы и новости, взятые из областей, которые читатель выделит для себя как приоритетные. В цифровой форме информация будет поступать на домашний компьютер подписчика, откуда тот сможет знакомиться с ней в любое удобное для него время. Дополнительная информация будет появляться по мере ее возникновения». 

Однако этот процесс индивидуализации СМИ не мешает массовости — потенциально (если не принимать во внимание проблему единого языка — пока не придуман еще тот эсперанто, который примут единодушно все жители Земли) любое СМИ сегодня может получить сколь угодно широкую аудиторию, и сколь угодно широкая аудитория может получить доступ к любому СМИ, будь у нее на то желание. Проблема только в том, как это желание вызвать. Информация уже давно не дефицитный товар, а с появлением Интернета ее стало так много, что аудитория нуждается не в поиске, а в отсеве сведений, их верификации и представлении в удобной каждому форме. Причем технологии перевода информации в любую форму уже существуют: читать можно с экранов компьютеров, планшетников, телефонов и смартфонов, можно не читать, а, например, слушать или смотреть, и все это — способы потребления фактически одного информационного продукта, просто завернутого в разные фантики на вкус заказчика.

И это массовое СМИ с потенциально бесконечным охватом аудитории может стать платформой для объединения человечества — как только будет изобретен единый язык, а технически создание такой Единой Газеты возможно, наверное, уже сейчас.

Технологии… Их развитие все ускоряется: между изобретением бумаги и печатного станка прошла почти тысяча лет, четыре столетия человечеству потребовалось на то, чтобы ускорить процесс печати — придумать ротационную машину и линотип, а вот линотип и ротационный станок от телетайпа отделяет уже всего сто лет, от телетайпа до первой системы программного набора текста — всего пятьдесят, еще через тридцать появились первые редакционно-издательские системы… А меньше чем через двадцать лет мир захватывают новые носители информации, заменители бумаги. Персональные компьютеры, ноутбуки, смартфоны, планшетники…

Американские исследователи подсчитали, что и распространение СМИ все ускоряется: на завоевание аудитории в 5 млн человек радио потребовалось 38 лет, телевидению — 14, а Интернету — всего 4! 

В 1964 году Г.Мур сделал прогноз, сегодня известный как «закон Мура»: «Число транзисторов на кристалле одной площади будет удваиваться каждые 24 месяца». Закон уточнился за прошедшие 40 лет (удвоение каждые полтора года) — но пока он действует и в наше время. Также каждые полтора года удваивается мощность компьютеров одной ценовой категории.

Как правило, одно глобальное открытие порождает множество изобретений в самых разных, подчас не смежных областях: изобретение паровой машины привело к созданию двигателей для наземных средств передвижения и морских судов, открытие электромагнитных волн — к появлению телеграфа, телефона, радио... Но если ранее глобальные озарения в той или иной области происходили достаточно редко, создавая одиночные «волны» последующих открытий и изобретений, то в наши дни эти «волны» уже накладываются друг на друга, вызывая еще более бурное развитие. 

Сегодня уже все чаще говорят о NBIC-конвергенции (название по начальным буквам слов: N — нано,B — био, I— инфо— и C — когно). Процесс конвергенции — взаимовлияние и взаимопроникновение указанных «волн» технологий — может привести, по мнению ряда экспертов, даже к частичному слиянию их в единую научно-техническую область знания. Такая область будет включать в себя почти все уровни организации материи: от молекулярной природы вещества (нано) до природы жизни (био), природы разума (когно) и процессов информационного обмена (инфо). Технологические возможности, которые несет в себе развитие NBIC-конвергенции, неизбежно приведут к серьезным культурным, философским и социальным потрясениям: подвергнутся пересмотру такие фундаментальные вещи, как представления о жизни, разуме, человеке и природе. Неизбежно изменится и медиаландшафт.

Мы проследили, как на протяжении нескольких веков СМИ — вместе с человечеством — подошли к идее Единения. Глобальная конвергенция не могла их не затронуть, напротив, они стали неотъемлемой и очень важной частью этого процесса. Правда, говорить об окончании его даже в части СМИ не приходится — пока языковые и культурные различия народов нашей планеты все еще чрезвычайно велики. И все же «объединительные» тенденции очень сильны.

Используя разнообразные технические достижения, СМИ меняли носитель и сами изменялись: с изобретением печатного станка появились газеты, ротационная машина в конце концов позволила появиться на свет доступным ежедневкам, компьютеры и Интернет вызвали к жизни онлайновые СМИ, универсальные и подвижные… На одном портале сегодня можно слушать аудиоподкасты, смотреть видео, читать тексты и разглядывать инфографику, общаться в реальном времени с единомышленниками и производителями контента, и едва ли не каждый день на том же самом портале получать какие-то новые услуги, открывать новые возможности.

На данном этапе на развитие СМИ оказывают влияние развитие сразу нескольких технических изобретений: Интернет, мобильные устройства связи, «электронная бумага» и электронные устройства для чтения книг и т.п. Их воздействие на нашу отрасль приводит к невиданным ранее темпам изменения СМИ. Настолько быстрым, что существуют апокалипсические прогнозы для традиционных СМИ и систем их дистрибуции. Все ускоряющаяся динамика научно-технических открытий, их конвергентное взаимодействие не оставляют никаких шансов тому, что останутся неизменными традиционные каналы передачи различных контентов: периодики, книг, радио и ТВ, музыки и фильмов. Возможно, изменение каналов передачи, форм упаковки контента приведет и к появлению новых жанров, видов СМИ (пока этого не произошло, по большому счету). Конвергенция различных технологий и основанных на них средств массовой информации будет только усиливаться, но вот какой продукт появится в итоге — сейчас никто не берется предсказать. Но велика вероятность, что рождение этого нового продукта будет связано с Интернетом — этим современным аналогом платоновского мира идей, в котором есть место для всего созданного человеком и всего, что только будет им придумано.

Возможно, еще на нашем веку появится универсальное СМИ, доступное, понятное, интересное каждому человеку на планете. Скептики могли бы отметить, что такой продукт может таить в себе и опасность – влияние средств массовой информации на умы и настроения переоценить нельзя. Но мы уверены, что возможная польза для всего человечества превышает возможные риски.

Но главное, в чем мы убеждены — для нашей цивилизации СМИ столь же необходимы, как и условия жизнеобеспечения, жизнедеятельности человека. Меняться будут носители информации, каналы и средства продвижения их от центров производства информации к населению. Именно поэтому мы считаем, что СМИ и Интернет, СМИ и новые гаджеты — союзники на медиарынке. И союзников у СМИ в части техники и технологии продвижения контента к человеку будет прибывать.

 Д.В. Мартынов, А.В.Оськин. «Интернет и пресса» М.: ИД «Собеседник», 2010

Похожие материалы: Россия. Пятая революция?