|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |    

Распространение печатной продукции
Актуальная информация, опыт, проблемы и перспективы

Facebook обвинили в расколе общества. Что ждёт крупнейшую соцсеть?

Facebook столкнулся с крупнейшим кризисом в своей истории. Сразу 17 ведущих американских СМИ опубликовали материалы на основе внутренних документов компании. Из них следует, что соцсеть, несмотря на обещания, практически не модерирует контент. Документы журналистам предоставила бывшая сотрудница компании, которая считает, что Facebook «раскалывает общество и ослабляет демократию». 

Шквал критики в адрес соцсети поднялся после победы на президентских выборах в США в 2016 году Дональда Трампа. Либеральные СМИ сочли одним из виновников поражения Хиллари Клинтон различные фейковые новости, которые, по их мнению, публиковали в соцсетях русские хакеры и американские консервативные организации. На волне скандала от основателя Facebook Марка Цукерберга потребовали ввести цензуру в отношении «опасного для общества» контента.

В 2020 году на слушаниях в Конгрессе Цукерберг заявил, что соцсеть удаляет 94% фейков и высказываний, «разжигающих ненависть». Однако, судя по архиву, опубликованному 25 октября американскими СМИ, на деле модерации подвергается всего 5% таких высказываний.

Проблем у Facebook масса, считают 17 медиа (среди них — The New York Times, The Washington Post, CNN, Bloomberg и другие), совместно выпустивших так называемый «Архив Facebook». Например, они пишут, что перед президентскими выборами соцсеть объявила борьбу с дезинформацией в интернете своей главной задачей, однако сразу после завершения голосования отключила цензуру. И в результате в соцсети начали распространяться «слухи о фальсификациях на выборах», которые привели к штурму Конгресса (демократы считают фальсификацию выборов слухами, многие консерваторы, поддерживающие Трампа, уверены в обратном).

Приводятся случаи, когда Цукерберг подчинялся требованиям властей иностранных государств, которые настаивали на цензуре публикаций местной оппозиции (в пример приводится Вьетнам). При этом аккаунты американских звезд фактически не цензурируются. Руководство кампании якобы лично решает, какой пост известного политика или знаменитости стоит удалять, а какой нет.

Соцсети фактически ничего не удалось сделать с теориями заговора. Хотя такие посты начали чаще удалять, анализ ситуации в 2019 году показал, что тестовый аккаунт жительницы США консервативных взглядов начал получать рассылку конспирологического движения QAnon (его демократы тоже считают виновным в штурме Капитолия) уже спустя два дня после создания.

 

Наконец, 84% бюджета на модерацию контента приходится на США, где проживают всего 10% пользователей соцсети. На весь остальной мир приходится 16% бюджета, из-за чего он фактически отдан на откуп компьютерным алгоритмам. Отсюда и возникают такие ситуации, когда Facebook навсегда банит пользователя по фамилии Хохлов (недавно не повезло известному экс-футболисту Дмитрию Хохлову). 

Всю эту закрытую информацию из документов компании СМИ слила бывшая сотрудница Facebook Фрэнсис Хауген. Она начала работать в компании специалистом по обработке данных в 2019 году. Ее подразделение отвечало за борьбу с дезинформацией на президентских выборах. Во время работы Хауген все больше приходила к выводу, что методы компании «вредят детям, раскалывают общество и ослабляют демократию». Близкий друг Хауген увлекся онлайн-теориями заговора и прекратил общаться с ней. После этого она решила действовать.

После выборов 2020 года отдел Хауген расформировали, весной 2021 года она уволилась. Перед уходом она скопировала десятки тысяч внутренних документов компании на внешний носитель, затем связалась с несколькими конгрессменами и журналистами и передала им архив. Она уже выступала на слушаниях в Конгрессе и в британском парламенте.

 

По мнению Хауген, компания хорошо знает о проблемах, но ничего не делает для того, чтобы их решить, «потому что ставит прибыль выше общественного блага». По ее словам, публикации, «разжигающие ненависть», хорошо читаются, удерживают на сайте пользователей и, следовательно, увеличивают прибыль Facebook. Разоблачительница считает, что без внешнего воздействия соцсеть не сможет измениться. 

На обвинения Хауген ответил лично Марк Цукерберг. Он заявил, что обвинения в алчности и игнорировании интересов пользователей бессмысленны, так как Facebook создал ведущую в отрасли программу для понимания подобных проблем и тратит на это более $13 млрд в год (чистая прибыль компании — $29 млрд). По его словам, если бы в компании не заботились о борьбе с вредным контентом, то не стали бы нанимать столько людей, чтобы заниматься именно этим вопросом. «Это просто неправда», — резюмировал он.

«В основе всех этих историй лежит ложная предпосылка, — ответили на публикации американских СМИ в Facebook. — Да, мы бизнес и получаем прибыль, но идея о том, что мы делаем это за счет безопасности или благополучия людей, идет вразрез с нашими собственными коммерческими интересами». По словам Цукерберга, СМИ предпринимают «скоординированную попытку» оклеветать его компанию.

 

Проблемы для Facebook только начинаются. В Конгрессе и демократы, и республиканцы уже согласились, что деятельность компании требует дополнительного регулирования. На соцсеть подали жалобы в комиссию по ценным бумагам (в том числе потому, что она скрывала важную информацию от инвесторов). Тем не менее на экономическом положении компании это пока не сказалось. Инвесторы до сих пор советуют вкладывать деньги в Facebook из-за его исключительного положения на рынке интернет-рекламы. Акции компании на американской бирже даже прибавили в цене.

Эксперты, впрочем, считают, что будущее Facebook не так уж и радужно. «Соцсеть пережила все предыдущие скандалы и даже процветала после них. Но снижение интереса к ней среди молодежи — это серьезная угроза для компании», — считает американский медиа-аналитик Алекс Канторович. По его словам, в последние пару лет популярность соцсети среди молодого поколения стабильно падает. Эта аудитория уходит в другие соцсети, что не может в дальнейшем не отразиться на глобальной популярности детища Цукерберга. «Такие громкие скандалы, как нынешний, не добавляют желающих регистрироваться в Facebook», — подчеркивает эксперт.

Источник: aif.ru

ГиПП