Журналист The Ringer Брайан Кёртис провёл месяц в Лондоне и, пообщавшись с иностранными коллегами, ужаснулся ситуацией в спортивной журналистике Великобритании.

Происходящее там Кёртис описал термином post-access sportswriting – пресса в условиях ограниченного доступа к источникам информации. По сравнению с США, где доступа хоть отбавляй, это словно постапокалиптический мир. Но Кёртис не отрицает, что в один момент всё может поменяться. Стоит крупнейшим лигам и клубам изменить регламент, пересмотреть отношения с журналистами, и американский спорт быстро позаимствует британские стандарты.

The Ringer – издание журналиста Билла Симмонса, которое пишет о спорте в контексте поп-культуры. Аналитика по плей-офф НБА соседствует с обзором на новую серию «Игры престолов». Брайан Кёртис – главный по медиа; он пишет про то, как Леброн Джеймс манипулирует журналистами в Кливленде и Лос-Анджелесе, новый руководитель ESPN убирает с телеканала политическую повестку и прочее.

Текст на английском – здесь. Ниже – основные тезисы.

• Главная особенность английской прессы – эмбарго. В торговле этот термин означает запрет на ввоз или вывоз валюты и товаров, в журналистике – на публикацию информации раньше заранее оговорённого времени.

В американской журналистике эмбарго применяется, когда дело касается рецензий на новые книги или фильмы. В Британии оно распространяется даже на банальные фразы с пресс-подходов. Кёртис привёл в пример ответный матч полуфинала Лиги чемпионов между «Ливерпулем» и «Барселоной» (4:0) 7 мая.

В день игры британские СМИ, само собой, оперативно сообщили о результате матча. Но в текстах использовали не всю информацию. Только в 12:00 следующего дня газеты опубликовали слова капитана «Ливерпуля» Джордана Хендерсона. В 17:00 появилась реплика нападающего Джердана Шакири.

В 22:30 настала очередь комментария Вирджила ван Дейка. Спустя сутки после матча!

• Об эмбарго договариваются сами СМИ. Им это нужно по трём причинам.

Первая  ограниченный доступ к игрокам и тренерам. «Как выжать максимум из тех крох, что мы собрали?» – сказал Кёртису футбольный журналист The New York Times Рори Смит.

Вторая – популярность и влияние бумажных изданий. Должно сохраняться ощущение, что в утренней газете можно найти информацию первого порядка.

Третья – желание распределить контент равномерно. Если вывалить всё разом, что-то может потеряться в общем потоке.

• Правила распространяются и на пресс-конференции тренеров. Первая, сразу после матча, мгновенно уходит в прессу, телевизор и твиттер. Всё как обычно. Но затем есть ещё одна – для журналистов печатных изданий. Сказанное там уже попадает под эмбарго. Как правило цитаты нельзя публиковать до 22:30.

И это ещё не всё! Затем тренеры выступают ещё раз – для воскресных газет (The Sunday Times, The Mail on Sunday и другие). Высказывания придерживают до выпуска следующего номера.

Как уточнил Марк Огден из ESPN, разница между пресс-конференциями такая: на первой Жозе Моуринью говорит: «Поль Погба не выкладывается», а на следующей: «Поль Погба не старается, потому что у нас был конфликт. Он ненавидит меня».

• Что случается, когда эмбарго не соблюдают?

В апреле итальянский журналист Джианлука ди Марцио раньше срока опубликовал комментарии главного тренера «Манчестер Сити» Пепа Гвардиолы. На итальянца началась яростная атака в твиттере со стороны его коллег Журналист Daily Mirror даже назвал ди Марцио «позором профессии».

Также написано, что однажды журналист хотел написать заявление в полицию, когда его коллега нарушил эмбарго.

• Ещё одна странность – реклама в больших интервью.

Редактор The Independent Джонатан Лью рассказал, как в 2014-м делал материал про главного тренера «Кардифф Сити» Уле Гуннара Сульшера (сейчас возглавляет «Манчестер Юнайтед»). Интервью организовывала компания Barclays, один из спонсоров премьер-лиги. Она настояла, чтобы на заглавном фото Сульшер был изображён с мячом, где нанесён корпоративный хештег #YouAreFootball. Также The Independent согласился указать, что Сульшер присутствовал на мероприятии Barclays.

Иногда компании могут настоять не на одном, а на двух (в начале и конце) упоминаниях в тексте. Изданиям приходится соглашаться.

• Предварительная сверка – обычная вещь для британцев. Это когда человек даёт интервью и просит показать текст перед публикацией, чтобы в случае чего внести правки. В Америке такая практика, как пишет Кёртис, не встречается.

«Если у нас есть возможность для эксклюзивного интервью с Месси и его агенты говорят: «Может ли мы посмотреть на цитаты перед публикацией?», – говорит Лью из The Independent. – Знаю, что мы говорим о принципах, но мы ответим «да». Так бы поступило большинство на нашем месте».

• На такие уступки СМИ готовы идти, опять же, из-за недостаточного доступа к спикерам. Даже рядовое появление футболиста в микст-зоне становится событием. Журналисты не знают, когда увидят игрока в следующий раз, и поэтому вынуждены спрашивать о матче, который пройдёт только через месяц.

Английские клубы не заинтересованы в активном сотрудничестве с прессом. Так, в The Independent уже два-три года не появлялось эксклюзивных интервью кого-либо из «Манчестер Сити», «Манчестер Юнайтед» или «Арсенала». Самым доступным и открытым клубом называют «Ливерпуль», но это единичный случай.

Если в Америке клубные медиа пытаются создать параллельную вселенную позитивного и дружественного контента, то в Британии они находятся в одной плоскости с традиционными СМИ. Где-то пытаются им соответствовать, где-то – опережать. Если журналисту дают игрока для интервью, клуб может пристроиться,  записать разговор и разместить его у себя. В некоторых случаях клуб может попросить о рерайте материала к себе на сайт.

• «Клубы и ассоциации не хотят, чтобы между журналистами и спортсменами был ежедневный контакт», – резюмирует журналист The Sunday Times Джонатан Норфкрофт.

Артур Валеев

Источник: Спорт БИЗНЕС Online

Добавить комментарий