— Ориентируясь на прошедший в ОП круглый стол по «Актуальным проблемам печатной индустрии в России» можно заключить падение рейтингов даже крупных федеральных СМИ. Беда и с печатной индустрией. Куда мы идем?

— У печатной отрасли, конечно, в нашей стране тьма проблем. У нас печатная отрасль совершенно скукожилась. Их не пускают в торговые сети в регионах. У нас нет льгот в принципе, даже по страховым взносам. У нас растут цены на бумагу, и государство никак в этом регулировании не участвует. В нас как-то сознательно убивают тягу к чтению.

На мой взгляд, чиновники, которые за образование отвечают, они все пишут нормативы, циркуляры, и за этой деятельностью в общем, теряется смысл содержания. Потому что нет никаких критериев эффективности всех этих историй, только всё регулируют.

— Недавно наткнулся на статистику в вашем телеграм-канале по доле населения разных стран, охваченной печатными СМИ. Ну, Япония, понятно, в лидерах, Штаты. России в первой десятке нет. Какой опыт нам можно перенять у них?

— Так, потому что там есть протекционистские меры, ну и государство их в полной мере реализует.

Проблема в том, что у традиционных СМИ отсутствует канал обратной связи. Они не понимают желаний своих потребителей. С печатными СМИ вообще беда. Наверное, дело в отсутствии регулятора. Почему нельзя книжным магазинам установить пониженную арендную ставку? Почему нельзя федеральным законом сделать так, чтобы киоски, продающие газеты, журналы, имели ставку арендную 10% от общей цены? И пропишите, что не продавать там боярышник, не продавать сигареты. Пусть будут только книги, газеты, журналы, мелкая канцелярия и, например, кофе.

Почему нельзя принять закон, который обязывал бы торговые сети, работающие в регионах, чтобы у них в ассортименте всегда была местная печатная продукция? Мне на это говорят: «Как вы можете, бизнес обязывать?». Их везде обязывают и по всему миру 

— А где, в каких странах? В той же самой Германии, в Штатах?

— В Штатах, вообще, огромное количество местных законов. А что в этом такого? Хорошо, мы же говорим о гигантском супермаркете, в котором, мы знаем, есть маленький отдел, полки, заваленные журналами. Просто прибегут, конечно, блогеры, «как вы можете нагибать бизнес». Кто его нагибает? Его что, требуют, чтобы он кому-то отстегивал? Нет. На полке стоят журналы с какими-то девками на обложках. Пусть стоят. Но еще на одной полочке будут стоять местные газеты, журналы, которым вообще альтернативы никакой нет, потому что киоски-то закрываются. Вы тогда либо с киосками решите, либо и так, и так. Гигантский пакет требуется по печатной индустрии, как это ни парадоксально. Хотя, казалось бы, это на разных полюсах, так как мы говорим: «печатная вымирает». Конечно, умирает от такой политики.

— Взять зарубежные страны. В той же не самой богатой Латвии, например, выделяется 3 млн евро на доставку печатной продукции. У меня просто ощущение, что у нас власти не совсем понимают проблемы и состояние печатной индустрии. Что им делать-то?

— Главное, я тоже не понимаю. Возникает вопрос – то есть в Латвии денег хватило, а у нас нет? Тогда это звучит смешно. Не хочется, конечно, обижать и говорить, что они нищие, но, в общем-то, очень небогатая Латвия почему-то находит. Это ведь инвестиции в культуру, в развитие, а у нас-то от прямого разговора уходят, только сотрясают воздух каким-то общими словами о том, что вообще ничего невозможно. Ну, пока мы выяснили, что одна из основных проблем – это отсутствие, действительно, не то, что регулятора, а просто органа, который вообще опекал бы страждущих печатников. Нам будут рассказывать про какие-то выпадающие доходы, еще про что-то. Давайте мы возьмем и сделаем 10 пилотных регионов.

— Опять Москва, Татарстан, Питер?

— Нет, почему? В Липецке, Воронеже была очень низкая (не знаю, осталась ли сейчас), но была крайне низкая, близкая к нулевой ставка как раз по аренде павильонов печатных. Давайте возьмем 5 регионов. Скажем: «Губернаторы, кто готов поучаствовать в таком эксперименте? И смотрим, как это работает. И потом отчитываемся, рост тиражей, повышение индекса чтения, другие показатели.

— А вот на круглом столе по проблемам печатных СМИ прозвучало предложение вернуть рекламу алкоголя в СМИ. Вы тоже считаете, что это способно спасти прессу?

— Я считаю, что это нормальная рабочая схема. И БАДы всякие там, и алкоголь — нужно регламентировать объемы, потому что, конечно, там, на телевидении, рекламные блоки порой чрезмерно велики. А то, что ограничивать напор рекламный, я считаю, это неправильно.

— А какие еще источники финансирования СМИ могут быть, кроме рекламы? Если мы уж говорим о выживаемости СМИ.

— Гранты. Это моя такая, так сказать, фирменная позиция. Гранты на хорошее. Госзаказ на хорошее.

— На что, например?

— Ну, на социально правильные, добрые, светлые темы, потому что они дороги, и поэтому ими никто и не занимается. Население готово потреблять. Но я привожу всегда понятный мне пример. Вот, я был директором регионального телеканала в Омской области, и, значит, от Омска до какого-то поселка немаленького на севере, 350-400 км. Соответственно, отправляют съемочную группу туда: машина с водителем, оператор, корреспондент, бензин, суточные. И они туда, получается, едут 400 км по плохим дорогам И это все обходится в копеечку, когда здесь они могут, мотаясь по городу и по его окрестностям, намолотить минимум шесть репортажей за два дня. А так они привозят два, да еще это и гораздо дороже обходится. И руководитель СМИ говорит: «Зачем мне это?» Тем более если б там, так сказать, какая-то это «кровь, насилие, убийство и так далее», а там снять что-то доброе, позитивное, и, якобы, это будет плохо продаваться. Поэтому государство должно стимулировать создание качественных, креативных – и такое возможно – историй.

— Видя все проблемы традиционных СМИ сегодня испытываешь ощущение, что они себя изжили и без госпомощи не проживут. И вот вопрос: может их надо чем-нибудь заменить?

— Я считаю, что они быть должны, но при этом их хозяева должны быть заинтересованы в том, чтобы инвестировать в долгосрочную перспективу. Потому что у нас зачастую, особенно на региональном уровне, просто «режут косты» – так называемая оптимизация: вы сегодня живете на 100 рублей, завтра будете жить на 80, но при этом вы должны наращивать тиражи, рейтинги и так далее. А так не бывает. То есть, если ты хочешь, чтобы они стали лучше, ты должен, наоборот, добавить сначала, чтобы там были реализованы какие-то яркие проекты, чтобы можно было механизировать производство и потом сократить расходы. То есть никто вдолгую играть не хочет, к сожалению.

 

Добавить комментарий