В 2018 году российская пресса подорожала в рознице в среднем на 19,8%, следует из предварительных расчетов союза издателей ГИПП. Это значительно выше уровня государственной инфляции, который, по данным Росстата, составил 4,2%, указывают в союзе. В предыдущие годы рост цен на печатные СМИ был ниже: например, в 2017 году пресса подорожала на 6,8%, а в 2016-м — на 6,7%.

Сильнее всего, на 40%, в 2018 году подорожали садоводческие и эзотерические издания. В ГИПП объясняют такую динамику изначально низким ценовым сегментом этих СМИ и ростом цен на бумагу, на которой они печатаются. На 30% выросли цены на кроссворды, кулинарные и молодежные издания, а также издания для родителей. Последние две категории в основном выпускаются небольшими тиражами, и «только значительное повышение цены позволило бы сделать их выпуск рентабельным», считают в ГИПП. Компьютерные издания, журналы об интерьере, архитектуре и о хобби подорожали на 22–26%. Издатели женских журналов и таблоидов увеличили цены на 20%, а стоимость новостных газет выросла в среднем на 11–17%, в зависимости от специализации. Розничные цены религиозных изданий выросли меньше всего — на 0,5%. Наконец, практически не изменились и цены на коллекционные и исторические журналы: они подорожали на 1,2% и 3,5% соответственно.

Вице-президент по распространению изданий ГИПП Александр Оськин напоминает, что в 2018 году производители трижды поднимали цену на газетную бумагу. Как в ноябре сообщал “Ъ”, издатели жаловались президенту РФ Владимиру Путину, что полиграфическая бумага подорожала на 15% за год и на 50% — с 2014 года. Затраты на выпуск печатных изданий выросли, подтверждает гендиректор издательского дома «Аргументы и факты» Руслан Новиков: только за 2018 год расходы на печать одного экземпляра увеличились минимум на 10–15% в зависимости от региона.

Кроме того, продолжала снижаться и рентабельность распространителей прессы, указывает господин Оськин: убыточным стал каждый третий киоск. Также на подорожании печатных СМИ сказались сокращение рекламных доходов, которое пытаются компенсировать издатели, и растущая популярность электронных СМИ, считают в ГИПП. По подсчетам Ассоциации коммуникационных агентств России, в первые три квартала 2018 года рекламные доходы печатных СМИ сократились на 10%, до 13 млрд руб.

В 2019 году ситуация лучше не станет, уверен Александр Оськин: можно ожидать, что из-за ослабления рубля производители продолжат продавать бумагу за границу, а рост цен на топливо приведет к росту затрат на логистику, что скажется и на стоимости СМИ. Рост цен продолжится, согласен Руслан Новиков. Растут цены на бумагу, типографские услуги, логистику и услуги почты, поэтому «естественно, что цены на прессу будут расти», объясняет издатель. Господин Новиков сетует, что для многих компаний, в том числе и «Аргументов и фактов», повышение цен до сих пор все равно не компенсировало рост себестоимости изданий. По его словам, издатели теряют рентабельность тиражей в попытке сохранить читателя, при этом уровень дохода и покупательная способность аудитории также продолжают падать.

Елизавета Макарова, Анна Афанасьева

Данная новость также опубликована на: finanz.ru, 

Источник: КоммерсантЪ

Добавить комментарий