Наверное, все помнят слова начинающего оператора Рудольфа Рачкова в бессмертном фильме «Москва слезам не верит»: «Со временем телевидение перевернет жизнь всего человечества. Ничего не будет. Ни кино, ни театра, ни книг, ни газет, одно сплошное телевидение».

Прошло 60 лет. И что мы видим? И театр, и кино, и книги, и газеты существуют и не собираются сдаваться. А вот развитие интернет-СМИ Рудик предсказать не сумел…

Официально

Год назад Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ, сайт http://www.wciom.ru) представил данные исследования, согласно которому потребление печатной периодики за несколько лет существенно снизилось: если в 2014 году ее читали 77 процентов россиян, то в 2017-м – только 55 процентов.

Главный редактор газеты «Аргументы и Факты. Нижний Новгород» Ольга Морозова приводит такие цифры: «Тираж последнего номера “АиФ” в РФ – 1 420 060 экземпляров. Да, в Книгу рекордов Гиннесса “АиФ” как самое тиражное печатное издание в истории человечества попал с 33,5 миллиона экземпляров в 1990 году. Разница велика. Но и человечество очень изменилось».

Добавим, что за последние 30 лет в самой читающей стране мира выросло целое поколение, которое не читает газеты, а черпает информацию исключительно из интернета, и преимущественно из социальных сетей, а не с официальных сайтов изданий.

Возможно, поэтому роста популярности интернет-версий изданий за три года в массовой аудитории не произошло: по данным ВЦИОМ, в 2014-м к электронным источникам обращались 58 процентов, то в 2017-м – 54 процента читателей.

Правда, среди молодежи, а также жителей Москвы и Санкт-Петербурга доля приверженцев электронных версий выше. А люди старшего поколения и жители сел в большинстве своем по-прежнему предпочитают газеты.

И тем не менее сейчас только 19 процентов россиян готовы полностью перейти на онлайн-контент, а 79 процентов пока не хотят полностью отказываться от бумажных изданий.

«Слухи о смерти бумажных газет сильно преувеличены – точно так же уже хоронили театр, когда появилось кино; виниловые пластинки, когда возникли другие носители музыки. Теперь, кстати, в разы упала аудитория у телевидения. Какие-то печатные издания, безусловно, уйдут в небытие, останутся те, что меняются вместе с читателем или даже на опережение. Да, с разной динамикой, но снижаются тиражи “принта”, но растут аудитории в “цифре”. И, конечно, всегда останутся люди, которые предпочитают утром пошуршать бумажной газетой, а не читать ее электронную версию. В интернете на получение картины мира тратишь гораздо больше времени, там больше информационного мусора... Возможно, это мое субъективное мнение, конечно», – говорит Ольга Морозова.

Что написано пером…

Специалисты говорят, что важнейшее преимущество печатных СМИ можно сформулировать словами известной русской пословицы: «Что написано пером, не вырубишь топором». С цифровыми же СМИ это можно сделать практически одним нажатием кнопки. Вторая угроза, связанная с легкостью размещения и такой же легкостью удаления информации в интернет-СМИ, – это так называемые фейки (в переводе с английского «подделка»), за которыми могут стоять не просто чьи-то глупые шутки, а продуманные действия, преследующие политические или экономические цели.

В газетах такого нет.

Преимуществом печатных изданий является также аналитический подход к освещению новостей. Газета дает возможность читателю получить развернутую информацию, знакомит с комментариями, отслеживает хронику событий. Газету или журнал – в отличие от информации радио и телевидения – можно отложить, осмыслить и обратиться к ней повторно.

Компания mediadigger провела интересный анализ развития российских СМИ за последние 25 лет. Как следует из него, согласно данным

Роскомнадзора, по состоянию на февраль 2016 года в России официально зарегистрировано 83 352 средства массовой информации. Доминирующие позиции, на которые приходятся две трети всех СМИ, занимают печатные издания – журналы и газеты. Их доля в общем количестве СМИ составляет 37 и 28 процентов соответственно.

Кстати, в нижегородском регионе на сегодняшний день действуют 345 средств массовой информации, а общий тираж печатных СМИ составляет около миллиона экземпляров. Поэтому даже с учетом падения тиражей газеты остаются важнейшим инструментом получения информации.

Стоит ли воевать с «цифрой»?

Глава Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский признал, выступая на XX Всемирном конгрессе русской прессы 25 сентября 2018 года в Нью-Йорке, что национальный рынок с начала 2010-х годов переживает едва ли не самую трудную ситуацию за постсоветский период. Доходы российских издателей газет и журналов с каждым годом падают, расходы растут. «Натиск “цифры” заставляет прессу избрать мультимедийный путь развития на основе производства и распространения качественного редакционного контента всеми доступными способами, – заявил он. – Это диктует курс на производство универсального продукта, пригодного для размещения в газете и журнале, на видеохостинге, продвижения в соцсетях и мессенджерах». А уж читатель выберет, где ему удобнее с ним познакомиться.

Именно это сейчас и происходит. Все ведущие газеты кроме привычной печатной версии имеют свои сайты и странички в соцсетях. Вот как прокомментировал ситуацию главный редактор газеты «“Комсомольская правда” в Нижнем Новгороде» Андрей Вовк – человек, который одновременно активно работает в интернете, являясь популярным блогером.

«Безусловно, интернет развивается огромными темпами. В нем очень много информации, и в этом проблема для читателей: что выбрать? Главная проблема интернет-СМИ – это доверие к ним. А доверие к печатной прессе намного выше, оно будет всегда. Вообще я не считаю, что стоит вопрос – газеты или СМИ. Любое уважающее себя издание должно иметь несколько площадок – сайт, соцсети, печатную версию. Поэтому газеты, как и печатные книги, никогда не умрут. Они просто будут трансформироваться», – говорит он.

Почему падают тиражи?

В докладе, подготовленном Управлением периодической печати, книгоиздания и полиграфии, анализируются причины снижения тиражей. Отмечается, что объем реализации печатных изданий на российском рынке имеет устойчивую тенденцию к снижению на протяжении более 10 лет, а усилилась она в 2015 году, когда за неполные полтора года произошло двукратное обесценивание рубля, вызвавшее резкое удорожание производства печатной продукции из-за роста цен на бумагу, типографские пластины, краски и другие полиграфические материалы.

Сокращение реальных доходов и покупательной способности населения также негативно повлияло на развитие газетно-журнального бизнеса в России. В докладе была отмечена и недостаточность мер государственной поддержки газетного бизнеса и бурное развитие цифровых средств массовых коммуникаций.

И тем не менее львиную долю доходов издателям, как и раньше, приносят традиционные бумажные газеты и журналы. В докладе приводятся данные о том, что ежегодно в России около пяти процентов аудитории печатных СМИ перемещается из «бумаги» в сферу интернет-версий. Но те издатели, которые полностью отказываются от «бумаги», в конечном счете проигрывают, растворяясь в мировой паутине среди множества подобных ресурсов.

Поэтому бумажная версия газеты всегда будет позиционироваться как элитный продукт для наиболее продвинутой и состоятельной аудитории, каковой, собственно, и является аудитория качественной печатной прессы в любой стране.

А как у нас?

В связи с этим нельзя не упомянуть о нашей газете «Патриоты Нижнего», которая является уникальным проектом на рынке нижегородских печатных СМИ. Самая массовая бесплатная газета города выпускается без поддержки представителей власти и пользуется огромной популярностью. По средам, когда выходит свежий номер, в точках распространения собираются очереди, а редакция получает огромное количество звонков от читателей, которые делятся своим мнением о прочитанных материалах.

 «Наблюдая за тем, какой популярностью пользуются “Патриоты Нижнего”, кажется, что на рынке печатных изданий нет никакого кризиса. Мы благодарны всем, кто выбирает нашу бумажную версию, и готовы заверить всех, что еще долго будем работать для наших читателей. Но мы идем в ногу со временем, поэтому у нашего издания есть интернет-версия и странички в соцсетях. Сайт “Патриотов Нижнего” – это прежде всего “виртуальная редакция”, где каждый посетитель может принять непосредственное участие в создании нового номера газеты: дать свой совет по основной теме, задать вопрос главному герою номера или предложить свои темы публикации, а возможно, и самому появиться на обложке», – говорит директор организации-издателя газеты «Патриоты Нижнего» Иван Юдинцев.

Елена ВОЛИСОВА

Источник: Патриоты Нижнего

Добавить комментарий