Издательство «Альпина» работает и не прекращало работу ни на день. Поскольку бизнес-процессы у нас давно отлажены, да и с цифровизацией все в порядке, переход на удаленную работу компании в целом прошел относительно гладко. Продолжаем работать в том же ритме: в понедельник обсуждаем названия и дизайны, в пятницу — новые книги, правда теперь в Zoom. Единственное, что изменилось, — пришлось отказаться от подписей на макете при сдаче книг.
Так как книжные магазины закрылись, спрос упал примерно в два раза и держится за счет онлайна. Соответственно пришлось сокращать тиражи, ведь поступление денег от магазинов и дистрибьюторов сильно снизилось, а некоторые сети вообще отказались платить. Выручает цифровая типография Т8, с которой мы сотрудничаем уже пять лет.
Чтобы не дать читателям заскучать, мы запустили проект «Альпина.Дома». Это онлайн-встречи с нашими авторами в фейсбуке или инстаграме каждый вечер по будням. Уже обсудили, как эпидемии влияли на прогресс науки и общества (рассказал автор «100 рассказов из истории медицины» Михаил Шифрин), критическое восприятие новостей про коронавирус (Никита Непряхин, «Я манипулирую тобой») и многое другое — например, как общаться с родными и коллегами в это непростое время. Сейчас советы психологов особенно востребованы, надеемся, что наши эфиры полезны для зрителей.
Очень сильно вырос спрос на книги по трейдингу и инвестированию, например, классическая книга «Разумный инвестор» лидирует во всех имеющихся каналах продаж. И это объективно связано с ситуацией в экономике, колебаниями стоимости нефти и как следствие — курсом рубля. А поскольку мы традиционно были главным издателем для инвесторов и трейдеров, и книг на эту тему у нас много, то можно сказать что и здесь мы все подготовили заранее.
Многие хорошие книги, которые мы планировали сделать к лету, — в частности, долгожданную книгу Никиты Непряхина «Анатомия заблуждений, или Большая книга критического мышления», — то есть к «Красной площади», мы переносим на осень, так как, даже если фестиваль состоится, спрос в офлайн магазинах еще не войдет в нормальное состояние, а это значит, что планировать какие‑то акции по продвижению будет еще рано.
Вряд ли будут сильные изменения. Часто после каких‑то потрясений люди ждут перемен: кажется, что вот теперь, после всего пережитого будет все иначе. Но память у всех очень короткая и плохое быстро забывается. Я вот, например, очень жду, что врачей, учителей, ученых, рабочих и вообще всех, что умеет что‑то делать в реальном мире физических продуктов, будут ценить больше, чем тех, кто умеет только болтать, чертить презентации и «создавать смыслы». Но подозреваю, что, как только все войдет в обычное русло, люди опять бросятся покупать всякое люксовое барахло, с радостью смотреть политические шоу и восхищаться стартапами, суть которых не могут внятно объяснить даже сами основатели.
В апреле мы сократили выпуск менее коммерческих проектов и продолжаем издавать наши популярные серии книг: «Лучший друг — Конни», «Уроки из жизни», книги автора Маши Рупасовой. Перешли на модель «точно и вовремя», сократили тиражи на 20%, не создаем запасы на складе, тираж допечатываем по мере потребностей. Основная задача на данный момент сохранить уровень продаж.
В поддержку нашей серии-бестселлера мы запустили проект «Конни на карантине». Каждую неделю на страничке будут появляться игры и активности, которые займут ребенка минимум на 20–30 минут, чтобы родители успели немного поработать или приготовить обед. Весь контент можно получить совершенно бесплатно. Также мы регулярно делаем онлайн-эфиры и презентации с нашими авторами на площадках партнеров.
К удаленной работе мы адаптировалось быстро. Управление процессами было автоматизировано задолго до, а Zoom стал новой комнатой переговоров. Не хватает, конечно, живого общения, рукопожатий без перчаток, встреч с авторами и вина по пятницам. Мы не тратим время на дорогу в офис и глажку рубашек, но в целом поднадоело. Зато мы осознали ценность живого общения.
В первые дни изоляции мы выработали антикризисный план. Цель — сохранить сотрудников и компанию. Инструменты — снижение затрат и поддержка ассортимента издательства. Мы снизили тиражи, ориентируясь на реальные заказы и внимательно мониторя остатки. Мы не остановили процессы, но относимся к каждому шагу очень ответственно. Бестселлер Адама Хиггинботама «Чернобыль. История катастрофы», который The New York Times и Time назвали лучшей книгой года, мы планировали выпустить к 26 апреля (годовщина взрыва на Чернобыльской АЭС. — Прим. ред.). Выпустили. Эмоционально и своим вниманием к деталям книга напоминает сериал «Чернобыль», только исторически достовернее и гораздо глубже.
В самом начале мы заморозили дорогие и полноцветные проекты, но на днях решили сдавать их в печать — речь о подарочном издании знаменитого «Космоса» Карла Сагана и очень смешной перезагрузке традиционных сказок в актуальной оптике «Золушка и стеклянный потолок» о том, что как‑то совсем несовременно принцу целовать спящую женщину без ее согласия, а семи мужчинам взваливать на Белоснежку всю готовку и работу по дому. А еще о том, что Рапунцель имеет полное право носить шикарную гриву не только на голове — и не только на карантине.
Основные партнеры сейчас — это «Озон» и Wildberries. Продажи в интернет-магазинах растут, но компенсируют закрытую розницу. Помогает наш интернет-магазин с бесплатной доставкой по Москве. Из офлайн-магазинов мы продолжаем работать с несколькими независимыми — «Фаланстер», «Подписные издания», «Все свободны», «Циолковский», «Смена», «Свидетель», «Пиотровский». И с теми из крупных, кто наладил службу доставки, — «Москва» и МДК. На днях книжные магазины были включены в список наиболее пострадавших отраслей. Возможно, это немного поправит катастрофическое положение розницы — если не останется на бумаге.
В первые дни самоизоляции мы первыми в стране сделали бесплатным доступ к 70 электронным книгам «Альпины». Постоянно проводим скидочные акции. Наши авторы читают лекции в инстаграме и фейсбуке «Альпины нон-фикшн».
На этой неделе мы впервые представили электронную книгу раньше бумажной, это была «Русская культура заговора. Конспирологические теории на постсоветском пространстве» Ильи Яблокова. Старт удачен. А теперь уже можно купить и бумажную книгу.
В целом иерархия продаж не очень изменилась. Как и год назад, самые продаваемые книги «Альпины нон-фикшн» — «Сказать жизни да!» Виктора Франкла и «Биология добра и зла» Роберта Сапольски. А вот третье место — влияние ситуации: «Пандемия. Всемирная история смертельных инфекций» Сони Шах, выпущенная нами три года назад, стала сверхактуальна. Здесь не только об эпидемиях чумы 544 года или испанки 1918-го, но и о недавних вспышках Эболы, кори и коронавирусов в Китае.
Пандемия изменит все, не только издательский мир. Пока что задаются тренды. К чему они приведут в конце, не известно никому. Как говорил Джордж Карлин, «Будущее уже не то, что прежде».
Источник: daily.afisha.ru