Информационную войну хотят вывести из-под закона о госзакупках
В Общественной палате РФ в среду обсудили меры о поддержке национальных информационных ресурсов, распространяющих российскую точку зрения на происходящие в мире события. Участники посвященного этой теме круглого стола считают, что против России идет информационная война и, чтобы вести ее эффективно, с государственных СМИ надо снять обязательство тратить бюджетные средства через официальные госзакупки. Сторонний эксперт сомневается, что это скажется на качестве работы с общественным мнением, так как вначале нужно разобраться с содержанием, а уже потом — с финансами.
В Общественной палате (ОП) в очередной раз зафиксировали беспрецедентный масштаб атаки на российские СМИ. Наших журналистов не хотят пускать даже на соревнования по шахматам, жаловались участники прошедшего 2 марта круглого стола, посвященного защите прав сотрудников СМИ. «Все, что связано с Россией, все пророссийское блокируется, закрывается, вычеркивается»,— возмутился председатель комиссии ОП по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Рифат Сабитов. При этом вся неправдивая информация о России, по его оценке, наоборот, поощряется и продвигается.
Руководитель рабочей группы ОП по противодействию распространению недостоверной информации, общественному контролю и безопасности сети Интернет Александр Малькевич напомнил, что Общественная палата уже предложила несколько «законов военного времени» для информационной сферы. Кроме того, общественники по просьбе местных журналистов предлагают отменить систему госзакупок для государственных СМИ. «Мы считаем, что в период чрезвычайных ситуаций, таких непростых времен, в которых мы находимся сейчас, должны быть либо приостановлены, либо пересмотрены законы, связанные с проведением госзакупок государственными СМИ»,— пояснил господин Малькевич. По его словам, оппоненты России в информационной войне свободно тратят огромные бюджеты как наличными, так и через криптовалюту. Российским же СМИ таким «мешкам с деньгами» противостоять тяжело. «Мы в этой войне, чтобы купить патроны, проводим государственные закупки. Подготовка документов, объявили, поторговали, потом заключили договор — в общем, через полгода можем начинать сражаться»,— использовал общественник целый набор военных метафор.
Более того, по его оценке, система госзакупок была «внедрена» по рекомендациям западных экспертов и «с плохими умыслами». А сейчас многие государственные СМИ жалуются, что они в принципе не могут включать в субсидию расходы на «схватки в соцсетях», поделился Александр Малькевич.
Нынешнюю ситуацию он назвал «удобным окном возможностей», чтобы избавиться от «рудиментов», предложенных западными коллегами. «У государства должны быть развязаны руки защищать наши ценности, наш суверенитет без оглядки на западных юристов»,— резюмировал господин Малькевич.
Директор Лиги безопасного интернета и член ОП Екатерина Мизулина поведала коллегам, что общая стоимость информационной атаки на Россию в сети за последние шесть дней достигла $77 млн. Около $1,4 млн в день тратится на оплату труда «специалистов разного уровня» и $1,5 млн на работу серверного оборудования, причем оплата осуществляется в основном в биткойнах, утверждает общественница.
Идею отказа от госзакупок горячо поддержал председатель Телерадиовещательной организации Союзного государства России и Белоруссии Николай Ефимович. По его словам, государственные СМИ совершенно не готовы к такой агрессивной войне. В пример он привел польский белорусскоязычный телеканал «Белсат», который напрямую получает видео от блогеров, в то время как у союзного телерадиовещания нет ни съемочной группы, ни службы информации, а концепция его развития четвертый год ходит по министерствам России и Белоруссии. «Наше информационное оружие — винтовка Мосина, хотя уже "Искандерами" надо работать, чтобы продвигать свою позицию каждый день»,— поддержал коллег господин Ефимович.
Согласно проекту федерального бюджета на 2022 год, на финансирование российских СМИ планируется потратить 111,2 млрд руб.
Большая часть этих денег пойдет на телевидение и радиовещание. Так, телеканал Russia Today (RT) в этом году получит 28,7 млрд руб., ВГТРК — 25,2 млрд. Еще 9,4 млрд руб. выделено медиахолдингу «Россия сегодня», а «Первому каналу» — 6,3 млрд. ТАСС получит 3,1 млрд, а бюджет телеканала «Звезда» в этом году составит 1,9 млрд руб.
По мнению политконсультанта Евгения Минченко, ключевыми инструментами влияния на общественное мнение являются не СМИ, а популярные в соцсетях блогеры. «Но с ними нельзя работать в стиле "раздать всем денег". Нужно внятно объяснить им свою позицию, чтобы они потом могли ее транслировать и даже в чем-то не соглашаться»,— считает эксперт. Поэтому, прежде чем решать финансовые вопросы, надо разобраться с содержательными, уверен господин Минченко.
Анастасия Корня, Елена Рожкова
Источник: kommersant.ru