Запасы поставляемой из-за границы мелованной бумаги в типографиях Сибири закрывают потребность в ней на один-два месяца. Из-за антироссийских санкций предприятия печати также столкнулись с нехваткой красок и других расходных материалов, цены на отдельные позиции уже выросли в диапазоне от 20% до нескольких раз. Типографии также пересматривают стоимость своих услуг: в среднем они подорожали на 10–15%. Эксперты рынка полагают, что в ближайшие пару месяцев рынок могут покинуть до 20% небольших предприятий, что нивелирует сформировавшийся в пандемию переизбыток полиграфических мощностей. Оставшимся компаниям предстоит не без помощи государства решать проблему высокой зависимости отрасли от импорта.
Новосибирская типография «Советская Сибирь» с апреля повысит цены на полиграфические услуги на 10–15%, сообщил „Ъ-Сибирь“ исполнительный директор «Совсибири» Вячеслав Корягин. «Все, что в полиграфии сегодня закупается (бумага, краска, пластины), приобретается в валюте, а из-за того, что курсовые разницы по ряду позиций выросли в два раза, себестоимость уже увеличилась на 25%»,— объяснил он. Кроме того, по данным господина Корягина, традиционно импортозависимая полиграфическая отрасль из-за санкций столкнулась с дефицитом расходных материалов. Мелованную бумагу, на которой печатают журналы, обложки учебников и часть рекламных буклетов, раньше в страну завозили в основном из Кореи и северной Европы, но сейчас поставки приостановлены. В России такую бумагу, по словам господина Корягина, производят только два предприятия («Илим» и Камский ЦБК), их доля ранее составляла не более 5–10% рынка. Типографскую краску и офсетные пластины в стране не производят совсем. Их также возили из Кореи и Европы.
По данным Вячеслава Корягина, у «Советской Сибири» есть запас бумаги на два месяца, а краску типография закупила впрок — ее хватит до конца лета. В дальнейшем компания планирует переориентироваться на поставки из других стран, например, Китая и Индии. Исходная стоимость материалов в этих странах ниже, чем в Европе, но с учетом усложнившейся в последнее время логистики восточные поставки обойдутся дороже, уточнил господин Корягин: «Из-за нехватки контейнеров резко выросли очереди на границе, что удлинило сроки поставки. Кроме того, логистика в ряде случаев выросла в цене в разы. Контейнер из Китая еще пять месяцев назад стоил около $3 тыс., сегодня стоимость доставки выросла до $15–18 тыс.».
Полиграфическая компания «Прайм принт Новосибирск» из-за роста курсовой разницы и цен на логистику и алюминий, из которого изготавливают офсетные пластины, еще в конце 2021 года приняла решение сформировать запас основных расходных материалов на год вперед, сообщил „Ъ-Сибирь“ гендиректор АО «Прайм принт Новосибирск» Андрей Шугаров. По его данным, за это время пластины подорожали в цене на 92%, краска — на 15–25%, от закупок мелованной бумаги компания отказалась еще в прошлом году. Через год, если европейские поставки не возобновятся, господин Шугаров также планирует закупать расходники на китайском рынке: «Они вполне приемлемого качества, отличаются только тиражестойкостью. Европейские пластины держали тираж до 100 тыс., китайская — до 70 тыс. Но сейчас тиражи падают, и это не является существенным фактором. Просто будет дороже».
Отдельным трендом последних недель господин Шугаров назвал снижение заказов на печать листовок со скидками от ритейлеров. «Ритейл не может сориентироваться в стоимости продукции и поэтому не может заниматься промоакциями. Цены постоянно меняются, их актуальность может пропадать в этот же день. „Пятерочка“, „Ярче“, „Лента“ остановили печать. И мы тоже от этого страдаем, потому что сейчас у каждой типографии примерно 60% объема печати приходится на ритейл»,— объяснил он, не исключив, что, если такая ситуация продлится, часть сотрудников компании придется отправить в вынужденные отпуска. Цены на типографские услуги «Прайм принт Новосибирск» в настоящее время повысил на 12–15%.
Генеральный директор и владелец ООО «ИД „Алтапресс“» Юрий Пургин сообщил „Ъ-Сибирь“ о росте цен на типографские услуги на процент официальной инфляции, расходники по актуальной цене оплачиваются заказчиком отдельно. Поставщики, по словам господина Пургина, продают бумагу и краску по предоплате и в у.е. (условные единицы.— „Ъ“). «Получается, что от своих клиентов мы тоже вынуждены требовать предоплату, что им, конечно, не нравится. Раньше всегда была отсрочка платежей, а в этой ситуации мы давать ее не можем. И кредитные ресурсы тоже подорожали — с 7–10% до 20–28%. Проблема в оборотных средствах сейчас есть у всех типографий Сибири»,— сказал господин Пургин.
Запасы бумаги, краски и других расходных материалов «Алтапресс», по его словам, исчерпает в течение месяца. Помочь отрасли, по мнению господина Пургина, могли бы меры господдержки, например, налоговые льготы и субсидирование процентной ставки по кредитам, но они должны начать действовать не позднее чем в ближайшие одну-две недели. О необходимости поддержки полиграфической отрасли на государственном уровне говорит и президент Национальной ассоциации полиграфистов Юрий Чесноков. Он считает важным в течение ближайших трех лет создать в России собственные импортозамещающие и одновременно экспортоориентированные производства полиграфических материалов. «Импортная составляющая убивает полиграфию. Без государственной программы импортозамещения развить эту область практически невозможно. Тем более основная часть целлюлозы находится в РФ. Сейчас же у нас Китай и Европа покупает древесину, а нам продает высокомаржинальную бумагу»,— сказал он.
Цена на бумагу, которая в среднем составляет более половины стоимости в полиграфическом заказе, по данным господина Чеснокова, с ноября 2021 года выросла вдвое, а по некоторым типам — в три, четыре раза. Азиатское направление, по его словам, подорожало более чем в полтора раза. Основную роль при этом сыграли последние антироссийские санкции. Эксперт полагает, что в течение ближайших двух-трех месяцев в стране будут сформированы новые кооперационные связи, цепочки поставок, которые позволят закупать европейские материалы через другие страны. А пока этого не произойдет, рынок, по мнению господина Чеснокова, могут покинуть от 5 до 20% предприятий. «Полиграфию ждет своеобразный кризис, который приведет слабые типографии к закрытию, а остальные к грани выживания. Это и сокращение рабочих мест, и уменьшение объема выпуска»,— считает он. Вместе с тем эксперт отмечает, что в последнее время, особенно в пандемию, на рынке сформировался избыток полиграфических мощностей: «Часть заказов ушла в интернет». Господин Чесноков отметил, что в кризисных условиях многие типографии работают в одну смену, тогда как для эффективности нужна круглосуточная работа. «Поэтому этот кризис приведет и к полезному очищению полиграфической отрасли от неэффективных компаний (издательств, типографий, рекламных агентств) и перераспределению оставшихся заказов среди действующих предприятий. Стабилизация экономики в будущем приведет к увеличению количества заказов и соответственно к сбалансированности полиграфического рынка»,— считает он.
Дарья Решетникова
Источник: kommersant.ru