По данным Роскомнадзора, в 2021 году ведомством было рассмотрено 4 650 заявления на регистрацию или внесение изменений в запись о регистрации СМИ.
Число одобренных заявок на первичную регистрацию СМИ в 2021 году составило 2620: регистрацию электронного средства массовой информации - 261, регистрацию печатного издания – 506, информационного агентства – 65. Число одобренных заявок на внесение изменений в запись о регистрации СМИ – 2030: электронного средства массовой информации – 336, печатного издания – 822, информационного агентства – 24.
Из общего числа одобренных Роскомнадзором заявлений 1 459 поступило на изменение записи в карточку регистрации уже действующего СМИ, большинство же составили заявления на первичную регистрацию – 1802.
Вместе с тем, по решению суда в 2021 году было закрыто 770 СМИ. По решению учредителя закрыты 1937 изданий, 1026 лишились своей лицензии в связи реорганизацией, ликвидацией юридического лица или смертью единственного учредителя.
Среди 4650 заявлений на регистрацию или перерегистрацию периодического издания в 2021 году на создание нового СМИ было подано 2620 заявок, что опережает аналогичный показатель за предыдущий год – 609 заявок, однако уступает показателю 2019 года – 3035 заявок. При этом в 2021 году количество заявок, не получивших утверждения, составило 1389, что гораздо больше, чем в 2020 году – 230 заявок, и немногим больше, чем в 2019 году – 1346.
Количество вновь зарегистрированных печатных СМИ в 2021 году – 506, в 2020 – 121, в 2019 - 802. Количество СМИ с внесенными изменениями в данные о регистрации составило в 2021 году 822 издания, что также больше того же показателя в 2020 году – 263 издания, но меньше показателей 2019 года - 1741. Количество СМИ, исключенных из реестра в 2021 году – 2200, что также больше прошлогоднего значения этого показателя – 483. В 2019 году из реестра исключили 4934 издания.
Общее количество вновь зарегистрированных в 2021 году изданий составило 1802, что меньше, чем в 2020 году (2138 изданий)*. Если же сравнивать цифры 2021 года с доковидными показателями, то и в 2019 году количество вновь зарегистрированных изданий было больше, чем в 2021 – 2245 изданий.
По состоянию на конец 2021 года количество зарегистрированных средств массовой информации в России составляет 60353. Из них 38118 – это периодические печатные издания. Таким образом, доля печатных периодических изданий в России составляет чуть больше половины.
Проанализировав все вышеизложенные данные, можно выделить определенные изменения соотношения показателей распространения СМИ в России в 2021 году по сравнению с 2020 годом. С одной стороны, количество рассмотренных заявок на первичную регистрацию СМИ и внесение изменений в записи о регистрации снизилось, как и общее количество вновь зарегистрированных изданий. С другой стороны, большинство остальных показателей увеличились: выросло общее количество изданий, существующих на территории России, а также число не получивших одобрения заявок. Увеличилось количество СМИ с внесенными изменениями в записи о регистрации, а также СМИ, исключенных из реестра. Заявок на первичную регистрацию стали подавать больше, чем заявок на изменение записей о регистрации. Самая распространенная причина закрытия издания в 2021 году – решение учредителя. Основную долю рассмотренных СМИ, как и в 2020 году, составляют печатные издания.
Многие показатели 2019 года больше или близки к значениям показателей 2021 года – на основании этого можно предположить, что в 2021 году постепенно происходило закономерное возвращение к допандемийным показателям информационной насыщенности (не связанным с собственно пандемией). Географически ситуация не изменилась, административные центры страны остались также и центрами издательско-публицистической деятельности. Учитывая, что возросло не только количество отказов в регистрации, но и внесение изменений в уже существующие записи, а также исключения изданий из реестра, можно говорить об усилении контроля Роскомнадзора за исполнением СМИ требований действующего законодательства, за соответствием критериям законности. Печатные издания продолжают занимать весомую долю рынка периодических изданий России, что вкупе с наличием широкого предложения на рынке электронных и электронно-печатных изданий свидетельствует о сохранении читательского спроса на печатную периодику.
*в данном материале не рассматриваются заявки на первичную регистрацию СМИ, а также заявки на внесение изменений в записи о регистрации СМИ, которые находятся на стадии рассмотрения и одобрения, так как данная информация на момент написания актуальной версии материала не представлена на официальных сайтах Роскомнадзора и Российской Книжной палаты.
Андрей Зуев, пресс-служба