Запредельная стоимость материалов»: на смерть российской печати издательства дали 2-3 месяца

Российский полиграфический рынок оказался мало подготовлен к закрытию европейских направлений – именно оттуда в РФ поставлялось подавляющее большинство краски, мелованной бумаги, офсетных пластин и других «расходников». Даже крупнейшие новосибирские издательства оказались в сложном положении: азиатская альтернатива пока не способна обеспечить привычный режим работы – до полного опустошения складов издательства дают несколько месяцев.

Полиграфическая промышленность в России из-за санкций и закрытия Европы попала в критическое положение. Отрасль находилась в большой зависимости от западного рынка, в первую очередь, из-за материалов – некоторым нет отечественных аналогов, а организация поставок из Азии требует большого количества времени и средств, которых у издательств всё меньше.

Исполнительный директор АО «Советская Сибирь» Вячеслав Корягин рассказывает, что у «Совсибири» нет больших запасов мелованной бумаги – она всегда покупалась под заказ, а так как европейские поставки на сегодня закрыты, удовлетворить потребности заказчиков «сложно». Из альтернативных вариантов – Китай, но сроки поставки оттуда сегодня составляют до четырех месяцев.

«Из Европы логистика была простая – товар прямо на комбинате в Финляндии погрузили в фуру, привезли за 200 километров на Северо-Западную таможню и вот он уже в России. Из внутреннего Китая бумагу сначала нужно доставить до морского порта, потом погрузить на контейнеровоз, перевезти морем в Находку или Владивосток, там перегрузить на железную дорогу и дальше по всей России… Логистика более дорогая и длинная», – поясняет Вячеслав Корягин.

Есть отечественный производитель – «Илим Палп», производящий мелованную бумагу «Омела», однако объемов его производства и ассортимента недостаточно для полного обеспечения потребностей внутреннего рынка.

«Что касается офсетной бумаги, используемой для печати книг, то купить ее можно, но за последние недели цены на неё на рынке выросли примерно на 30 %», – оценивает директор.

Гораздо сложнее обстоит ситуация с краской для офсетной печати – в России она не производится уже несколько лет, а из-за прекращения европейских поставок, встаёт проблема поиска альтернативных поставщиков из Китая и Индии. Времени для решения этой задачи у отрасли немного – 2-3 месяца. Именно такое время смогут российские типографии продержаться на имеющихся складских запасах.

«В Индии производится разная краска – есть та, которую производят на предприятиях, принадлежащих европейским компаниям, есть национальные производители. Поскольку эту краску в Российскую Федерацию раньше завозили, я могу говорить о том, что она незначительно уступает по своим свойствам, работать на ней можно», – рассказывает Вячеслав Корягин.

По его словам, все долгосрочные контракты из-за удорожания производства вследствие девальвации рубля – себестоимость выросла на 25 % – приходится пересматривать. С 1 апреля «Советская Сибирь» поднимет цены на выпуск газет на 10 %.

Запасов мелованной бумаги в Новосибирске почти не осталось, подтверждает генеральный директор АО «Прайм Принт Новосибирск» Андрей Шугаров. Офсетные пластины и краску издательство закупило до конца года, а с поставкой газетной бумаги проблем нет за счет отечественного производителя.

«Что касается в целом расходных материалов – конечно, цены растут. Если мелованная бумага выросла за последний месяц примерно на 60 %, то офсетные пластины выросли на 30 %. Краска так же – 20-30 %. И материалов на рынке нет», – поясняет гендиректор.

Одной из основных проблем стало то, что из-за зоны турбулентности, в которой оказалась экономика, ритейл почти исчез, считает Андрей Шугаров.

«А что печатать? Стоимость сахара, цена на который каждый день меняется? Ритейл занимает 50 % от всего объема и в этом самая основная проблема», – уверен он.

Из-за снижения загруженности в издательстве людей приходится отправлять в отпуска. А рост себестоимости производства привел к тому, что после традиционного повышения цен 1 января в феврале «Прайм Принт» поднял цены на услуги типографии от 10 до 15 %.

Отмечает Андрей Шугаров и резкий рост дебиторской задолженности. По прогнозам гендиректора, с такими темпами и при отсутствии улучшений до приостановки печати недалеко.

Опрошенные Сибкрай.ru руководители издательств отмечают, что государство может существенно помочь отрасли. Пока на официальном уровне меры поддержки не были обозначены. Вячеслав Корягин видит три возможных направления такой поддержки. Первое касается логистики.

«Надо расшить эту транспортную пробку, которая привела к коллапсу. По состоянию на сегодняшний день, быстрого и экономичного способа доставки грузов из Китайской народной республики и, тем более, из Индии, в Россию нет. Все они более дорогие и более длинные, нежели те, которые существовали раньше. Существенно усугубляют ситуацию дефицит контейнерного парка, а также локдаун в Китае, вызванный очередной волной пандемии» – считает директор.

Второе направление касается финансовой поддержки предприятий в части льготного кредитования производственных импортёров в целях пополнения оборотных средств. Так как в нынешних условиях российские типографии вынуждены переориентироваться на рынки других государств, существовавшая с западными компаниями система отсрочек платежей не действует: индийские и китайские партнеры пока готовы работать только по предварительной оплате. А заказчики типографий, в свою очередь, не готовы авансировать производство, ожидая по 2-3 месяца, необходимые на доставку расходных материалов с азиатских рынков.

«Это проблема, которая может быть на государственном уровне решена путём льготирования кредитных ресурсов, необходимых для закупки и доставки сырья по импорту. Сегодня учетная ставка ЦБ – 20 %, стоимость коммерческого кредита – 23-25 %. При такой цене финансовых ресурсов, производство, средняя рентабельность которого составляет 8-10 %, просто не выживет», – рассуждает собеседник Сибкрай.ru.

Также Вячеслав Корягин считает возможным точечно поддерживать социально значимые полиграфические производства (печать учебной литературы, газет, лекарственной и пищевой упаковки), применяя выделение невозвратных ссуд на сохранение уникальных коллективов. Такие меры применялись для ряда российских компаний, сумевших избежать сокращений штатов на фоне кризиса после наступления пандемии коронавируса.

Андрей Шугаров считает, что государство должно обратить внимание и на налоги, которые выплачивают издательства в процессе работы.

«Конечно, надо заниматься налогооблагаемой базой. Надо снимать их с предприятий и людей. Убирать все налоги, связанные с поставкой пластин и краски, пошлины. Запредельная стоимость материалов, а если налогооблагаемая база будет ниже, мы сможем сохранять цены», – рассуждает гендиректор.

Также он напомнил, что необходимо сохранить газетные киоски – в марте власти Новосибирска объявили им войну и отправили владельцам киосков сообщения о расторжении договоров аренды участков. Андрей Шугаров же поясняет, что ликвидация киосков только снизит распространяемость печатной продукции.

«Для того, чтобы мне утром купить газету, нужно зайти в какой-то супермаркет. Ну так же никто не делает. А на самом деле киосковая сеть для распространения газет в некоторых районах – это 100 %. Не надо такие непродуманные решения принимать. Цветочные киоски никому не мешают, а газетные киоски мешают? Очень странно, на мой взгляд», – сказал он.

Руководитель издательства уточнил, что представители отрасли уже направили письмо с просьбой о поддержке премьер-министру РФ Михаилу Мишустину и профильному министру. Также директора издательств планируются встретиться с губернатором Новосибирской области Андреем Травниковым и мэром Анатолием Локтем, чтобы обсудить в том числе и сохранение газетных киосков.

Источник: sibkray.ru

У вас недостаточно прав для комментирования