Поручение Президента РФ Путина В. В. от 25 сентября 2019 года о поддержке киосков и павильонов прессы дало большой импульс работе по укреплению системы распространения печатной продукции в субъектах РФ. Однако, по итогам ежегодного мониторинга СППИ ГИПП обеспеченности граждан РФ нестационарными торговыми объектами по продаже печатной продукции далеко не все региональные власти демонстрируют понимание значения и роли киосков прессы в предоставлении населению доступа к качественной и проверенной информации.
На рентабельности киосковых сетей отрицательно сказывается жестко регламентированный ассортиментный перечень реализуемых в НТО «Печать» товаров и услуг. По данным мониторинга, значительные ограничения ассортимента в НТО «Печать» на конец 2021 года имеются в 50 субъектах РФ. Нередко ограничение ассортимента становится дополнительным фактором, значительно ослабляющим экономику киосков прессы, что при прочих неблагоприятных условиях может привести к сокращению числа торговых точек и, как следствие, к ликвидации сети нестационарной торговли в регионе. Например, данная проблема наблюдается в Московской, Иркутской области. Российский и зарубежный опыт свидетельствуют о том, что свобода самостоятельного формирования продавцами перечня товаров и услуг позволяет в значительной степени укрепить экономику киосковой сети и максимально удовлетворить потребности местного населения в товарах импульсного спроса и необходимых услугах.
Касаясь проблемы косвенных запретительных мер в сфере НТО, необходимо отметить сложное положение киосков и павильонов прессы, расположенных на придомовых территориях. По требованию федеральных властей на местном законодательном уровне должны быть исключены все запреты на размещение НТО на придомовых территориях. Однако такая практика продолжает свое существование, выливаясь порой как в официальный запрет (г. Саранск, Республика Мордовия, г. Гурьевск, Калининградская область, и др.), так и во введение косвенных ограничений, которые в своей совокупности могут создавать по сути запретительный эффект. Как правило, данная проблема выражается в установлении необоснованных требований к характеристикам НТО (габаритам, материалам и т. д.) или в забюрократизированности процесса утверждения локации киоска, как это происходит в Белгородской области, где отмечается сложная процедура согласования плана размещения с расположением электросетей. Как показывает практика, вышестоящие инстанции на федеральном уровне не находят оснований для отмены запретительных решений региональных властей по размещению НТО «Печать» на придомовых территориях, поэтому решение данных вопросов остается в компетенции местных органов исполнительной власти. Вместе с тем, ограничение использования придомовых территорий для размещения НТО под видом заботы о благоустройстве создает серьезные трудности в обеспечении населения периодической печатью в шаговой доступности от места проживания.
Еще одной немаловажной проблемой, с которой сталкиваются распространители печатной продукции в регионах, является нецелевое использование нестационарного торгового объекта, предназначенного для реализации печатной продукции. Данная проблема остро стоит в Санкт-Петербурге, где местными властями ведется постоянная борьба с предпринимателями, которые на льготных условиях аренды получают землю под газетные киоски, а затем меняют прессу на более выгодный для себя товар – фастфуд, фрукты, овощи и др. Так, в 2021 году нарушения были выявлены почти в трети из 207 объектов, проверенных властями Санкт-Петербурга. Несмотря на то, что за прошедший год городом в одностороннем порядке было расторгнуто 50 договоров на размещение НТО из-за постоянных нарушений, количество поступающих жалоб о перепрофилировании киосков прессы многократно превышает это число. Сложившаяся ситуация свидетельствует о низкой эффективности мер, предпринимаемых городскими властями, поскольку процесс выявления факта нарушения с последующим расторжением договора может занимать несколько месяцев, в то время как сами недобросовестные предприниматели нередко снова подают заявки на те же места. Вместе с тем, киосков и павильонов с прессой в Санкт-Петербурге становится все меньше: в 2020 году по результатам мониторинга в городе действовало 765 торговых точек по продаже печатной продукции, что обеспечивало нахождение Санкт-Петербурга в десятке регионов с наилучшей обеспеченностью НТО «Печать». По итогам же 2021 года их количество сократилось до 702 объектов.
Представленные трудности во взаимодействии местных властей с операторами рынка нестационарной торговли печатной продукцией являются лишь частью всех проблем, с которыми сталкиваются распространители газет и журналов в субъектах РФ. В силу низкой рентабельности данного бизнеса предприниматели, реализующие прессу в НТО, больше других подвержены негативным тенденциям на рынке и влиянию разного рода внешних факторов, ухудшающих их экономику.
Главным условием для развития киосков прессы является понимание региональными властями того, что газетные киоски прежде всего выполняют важную социальную роль. Являясь для большого числа граждан самым привычным каналом распространения печатной продукции, киоски прессы предоставляют населению страны широкий доступ к качественному печатному слову, что делает их сохранение одним из важнейших факторов обеспечения информационной безопасности всей страны.
Пресс-служба СППИ ГИПП