Российская почта, как и все вокруг, меняется. Идут эксперименты по доставке посылок беспилотниками и механическими курьерами. СМИ всерьез задаются вопросом: когда роботы заменят почтальонов с толстой сумкой на ремне?
Помимо этой экзотики, она продолжает оставаться самым массовым и дешевым видом связи — политической и экономической скрепой обширного российского пространства. И любое ослабление этого соединения, например, закрытие почтовых отделений, вызывает тревогу и беспокойство у граждан. Как этого избежать, как сохранить баланс между рыночной парадигмой и социальной ответственностью, разбиралось наше издание.
Вместо почтальона почтомат?
В одном из региональных выпусков «Парламентская газета» рассказала о том, что жители ряда сельских поселений Красноярского края из-за закрытия почтовых отделений вынуждены «путешествовать», чтобы получить посылку или заказное письмо. Замок на двери висит у 15 процентов городских и 40 процентов сельских отделений. И так не только здесь. В Якутии в 2020 году временно не работала почти пятая часть отделений.
В Иркутской области с 2019 года перестали работать 54 почтовых отделения. Во Владимирской области, по данным на 2021 год, закрылись или изменили формат работы 52 почтовых пункта из-за нехватки кадров. На сайтах вакансий оператору предлагалась зарплата от 10 тысяч рублей, начальнику отделения — от 20 тысяч рублей. Желающих пойти почтальоном на минималку, по словам представителя областной администрации, мало… География обширна. То Пензенская область, то столица Кузбасса, то Амурская область. Неудивительно. Прекращение работы почты — для жителей всегда шок, выплескивающийся в Интернет. Каждый такой случай становится достоянием общественности.
Так и хочется вспомнить старый анекдот: однако тенденция… Причины одни и те же — неукомплектованность штата, а то и отпуск или больничный сотрудников. В общем, где тонко, там и рвется. Представить, чтобы в советское время где-то по этим причинам закрылась почта, невозможно.
Дефицит кадров нельзя объяснить совсем уж маленькой зарплатой. Компания провела масштабную программу повышения заработных плат, затронувшую 90 процентов основного и вспомогательного персонала, сообщил в ноябре 2021 года в интервью «АиФ» гендиректор «Почты России» Максим Акимов, в результате чего средняя зарплата в 2021 году достигла, по его словам, 30,7 тысячи рублей.
В Красноярском крае нехватку кадров объясняют тем, что из-за неполной загрузки работники часто заняты на 1/2, а то и 1/4 ставки. Соответственно уменьшается и зарплата, но не ответственность. Руководство компании подтверждает, что почтальонов не хватает чаще всего именно в селах, потому что их загрузка на полный день не тянет, а дополнительного функционала нет. Поэтому и вложения в оплату труда полностью не решают проблему кадрового голода.
Понятно, что потребители услуг почты в эти тонкости вникать не хотят. Да и не должны. Для них важно, чтобы почта была в пешей доступности. Кроме того, население жалуется и на неудобный график работы отделений (есть такие, которые работают по 3 часа в день), на очереди (история с почтовым отделением в Усть-Илимске, где из-за очереди в 25 человек посылку пришлось получать в течение двух дней). Люди жалуются и на устаревшее оборудование, низкоскоростной Интернет, непрезентабельность самих помещений… Помочь здесь может коренная модернизация компании.
Сворачивание рынка традиционных почтовых продуктов и их переход в цифровой формат — ключевой вызов для компании, рассказали «Парламентской газете» в Профсоюзе работников связи России. Это требует совершенствования логистики и модернизации сети. Увеличивается количество рабочих мест: почтальонов, сортировщиков, водителей, операторов связи, электромонтеров и других специалистов.
Расширяется сеть выдачи заказов, чтобы получатель максимум за 10 минут доходил до отделения, почтомата или пункта выдачи посылки. Сейчас в стране работает 2800 собственных почтоматов, из них 90 — в переходах станций московского метро (всего же планируется открыть их 5000 в 37 крупнейших городах).
Подробнее в ПГ: https://www.pnp.ru/social/pochte-ty-ne-skazhesh-do-svidanya.html