Такие данные озвучил генеральный директор ОАО «Роспечать» в регионе Константин Федоринин на пресс-конференции, посвященной будущему южноуральских медиа. Эксперт отметил, что на территориях не хватает газетных киосков: на пять тысяч жителей приходится лишь один торговый объект.
— Если сравнивать рынки печати Европы и России, то начиная с 1980-х годов мы уступаем по плотности точек продаж прессы на душу населения. К примеру, в Германии одна точка приходится на тысячу человек, в Польше — на 600 человек, в России, а именно в Челябинской области, особенно после последних кризисных лет, мы скатились с трех до пяти тысяч читателей на один торговый объект, обслуживающий прессу, — пояснил эксперт.
По словам медиаменеджера, падение продаж на рынке печатных СМИ — мировой тренд. На том же Западе оно составляет 2-3 % ежегодно. Происходит это по нескольким причинам. К примеру, часть рынка «откусывают» новые медиа, стареет целевая для печатных изданий аудитория и так далее.
Эксперт отмечает, что в России, в том числе в южноуральском регионе, наблюдается усиление негативного тренда. По данным аналитики, крупные федеральные издательские дома теряют в среднем около 10 % тиражей в год. Масла в огонь подливает и другая тенденция, связанная с закрытием нерентабельных киосков.
— Количество торговых объектов нашей сети сократилось по сравнению с прошлым годом на 30 %, объемы продаж — на 20 %, — отмечает Константин Федоринин. — Однако не могу согласиться, что традиционные СМИ стремительно уходят с рынка. Не все так плохо. За 2017 год наша сеть реализовала 10,5 млн печатных изданий, не считая книг. Более того, на современном медиарынке есть весьма интересные сегменты, которые развиваются, несмотря на общеотраслевые проблемы. К примеру, выпуск коллекционных изданий: мы видим ежегодный 20-процентный рост на этом рынке. Плюс к этому традиционные печатные СМИ от новостных уходят в сегменты, больше связанные с досугом: дом, отдых, рыбалка, кроссворды и так далее.
По данным директора газеты «Южноуральская панорама» Сергея Филичкина, в Челябинской области в месяц продается около миллиона экземпляров печатных изданий.
— Естественно, издатели и редакции ищут новые каналы коммуникации, новые выходы на аудиторию, но, учитывая статистику продаж печатных СМИ, говорить, что читатели массово переходят в интернет, преждевременно, — отметил эксперт. — Рынок новых медиа еще на этапе формирования. Появилось огромное количество новых СМИ: блогов, телеграм-каналов и так далее. К сожалению, в их работе бывает много самодеятельности, когда аудитории выдается непроверенная информация, лишь бы собрать читательский трафик и лайки. Мы наблюдали это в ситуации с трагедией в Магнитогорске. Уже в первые часы после случившегося в сети появилось около 200 новых телеграм-каналов, многие из которых распространяли ложную информацию о теракте.
Елена Подольская
Источник: Южноуральская панорама