«Хуже передачи Исаакиевского собора»: что изменится с продажей «Фонтанки»

Обсуждая произошедшую на днях крупную сделку на рынке российских СМИ — продажу 51% акций интернет-газеты «Фонтанка.ру» медиа-предпринимателю Виктору Шкулеву — эксперты подчеркивают, что изменение содержания издания может произойти не только по политическим мотивам. Рынок СМИ трансформируется, и новый собственник, вполне вероятно, станет проводником этих перемен для «Фонтанки». РБК Петербург спросил ведущих экспертов, что может измениться в интернет-газете в связи с желанием собственника лучше монетизировать приобретенный ресурс.

 

Историк и публицист Лев Лурье:

«Если «Фонтанка» изменит редакционную политику, для нашего города это будет большей трагедией, нежели передача Исаакиевского собора РПЦ. А вероятность того, что все изменится, довольно велика. Я видел немало примеров того, как смена собственника отрицательно сказывалась на качестве контента СМИ. Взять, например, «Пятый канал», газету «Смена», «Деловой Петербург»...

Я очень уважаю руководителей «АЖУР» (АО «Ажур-Медиа» — издатель «Фонтанка.ру» — ред.) и горжусь тем, что в нашем городе есть такое СМИ. За последние несколько лет было несколько «наездов» на издание, которые его руководители успешно «разруливали» за счет своих неформальных связей».

Заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ Иван Засурский:

«Я знаю Виктора Шкулева; он успешный и профессиональный медиаменеджер. Руководству «Фонтанки» повезло, что они смогли привлечь такого инвестора. Скорее всего, новые собственник не пойдет на эрозию журналистских стандартов, поскольку «Фонтанка» — одно из наиболее уважаемых СМИ с довольно непредвзятым взглядом на события. Это ценность, которую инвестору невыгодно терять.

Высказываются опасения, что «Фонтанка» может потерять федеральную повестку, сосредоточиться на местных новостях — думаю, волноваться не стоит. Федеральная повестка полностью не уйдет. Кроме того, ее слишком много в современных СМИ. Гораздо важнее — интересно освещать региональные новости. Журналисту проще сделать хорошую историю, которая будет иметь медийный успех, основанную именно на местных событиях.

Что может хорошего сделать Шкулев «Фонтанке»? Он может «подтянуть» в издание новых рекламодателей, которые без нового собственника, возможно, не пошли бы в региональное издание. Условно говоря, представители «Фонтанки» могут провести в холдинге Шкулева мастер-класс по тому, как надо писать тексты и освещать события. А представители холдинга могут дать мастер-класс «Фонтанке» о том, как надо заниматься продажами.

Медиарынок сейчас сжимается, экономическая ситуация для него сложна, но в конечном счете это хорошо для сильных игроков, потому что сильнейший, конечно, выживет. К таким относится «Фонтанка».

Издатель портала gazeta.spb Андрей Рябых:

«Поскольку «Фонтанка» — это издание номер один среди петербургских СМИ, так сказать, «первая кнопка» в новостной среде, с хорошим трафиком, у нового собственника есть ряд возможностей по его монетизации.

В целом логика Шкулева мне понята. У него в портфеле довольно много глянцевых изданий. При этом аудитория глянца уходит в интернет. В связи с этим для сохранения аудитории предприниматель последние несколько лет последовательно скупал региональные интернет-СМИ, наиболее сильные на своих местных рынках. Это позволяет сохранять, по возможности увеличивать аудиторию и не терять «глянцевых» рекламодателей, частично переводя их в приобретенные СМИ. В этой связи покупка «Фонтанки» выглядит закономерной.

Ее трафик можно монетизировать за счет новой рекламы, как коммерческой, приведенной Шкулевым, так и политической, например, к выборам губернатора Петербурга или даже к следующим выборам президента».

Менеджер по продуктам The Bell Александр Амзин:

«Фонтанка» — сильный городской бренд. Как вариант, можно предположить, что ресурс можно сделать из городского — региональным, работающим на весь Северо-Запад. Поскольку весь регион — это хороший рынок с точки зрения аудитории и рекламодателя.

Очевидно, что рынок рекламы сжимается, в том числе, и в интернете. Пока большинство изданий живет за счет рекламы, а также за счет монетизации своих GR-ресурсов, то есть за счет поддержки со стороны региональных элит. Серьезное сокращение рекламных бюджетов российских компаний ставит СМИ, живущие по этой модели, под удар. Мне кажется, что современные российские СМИ, в том числе, интернет-СМИ, могут развиваться по гибридной модели, по которой, например, работает интернет-издание «Бумага», когда только часть средств поступает за счет рекламы, часть — за счет проведения мероприятий и часть — за счет платных для читателя материалов (paywall)».

Справка

По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, в 2017 году суммарный объем рекламного рынка составил 417 млрд руб., что на 14% больше, чем годом раньше. В 2018 году рост может составить 10%, оценивали в компании Media Direction Group (услуги в области медиасервиса). Доля интернет-рекламы в общем объеме медиарынка составила 39,9%. Единственным видом СМИ, показавшим сокращение выручки, остается пресса (темпы падения составили 8%).

При этом почти все СМИ испытывают проблемы с ростом рекламных доходов. По данным экспертов, рекламодатели постепенно уходят в социальные сети.

Источник: РБК Санкт-Петербург

У вас недостаточно прав для комментирования