Аудиторы проанализированы документы за период с 2014 по 2018 годы. «По итогам проверки выявлено более 540 нарушений и замечаний на общую сумму не менее 4,1 миллиарда рублей», - говорится в сообщении КСП. При этом уточняется, что основная сумма приходится на нарушения, «связанные с недопоступлением в бюджет Санкт-Петербурга 3,9 миллиардов рублей».
Премии, субаренда и забытые украшения
- 609,7 миллионов из недоданных денег, по версии КСП, приходится на ГУП «ГЦРР» (с 2018 года – ГКУ «ГЦРПО»), который до 2017 года (пока не вмешалась УФАС) действовал с нарушением закона «О защите конкуренции», заключая договора на установку и эксплуатацию рекламы в городе.
- Более 19,8 миллионов рублей не получил бюджет из-за того, что Комитет не выполнял распоряжение губернатора Петербурга и не пересчитывал расценки за право размещения объектов наружной рекламы более 10 лет – с 2007 по 2017 год.
- 71 миллион рублей пропали из-за нарушений, допущенных учреждениями (ГКУ «ГРИ» и ГКУ «ГЦРПО»), по взысканию расходов на демонтаж и хранение незаконно установленных рекламных конструкций с их владельцев.
Кроме того, КСП выявило ряд случаев «неэффективное использование ресурсов». Более 700 тысячКомитет заплатил ГКУ «ГРИ» за сканирование и хранение документов, хотя то же самое входило в должностные обязанности сотрудников самого Комитета. 1,9 миллиона рублей можно было бы сэкономить, если бы договор аренды помещений для хранения демонтрованных рекламных конструкций был заключен с собственником помещения, а не субарендатором (с кем именно в сообщении КСП не уточняется).
С 2016 «ГЦРПО» хранит на складе (и платит за это) – не использует и не сдает в аренду праздничное оборудование, которое стоит более 28,7 миллионов рублей. Кроме того, за это оборудование платится страховка.
8 миллионов тот же Центр потратил с 2014 по 2917 на штрафы, судебные расходы и издержки, проценты за использование чужих средств. В КСП это также считают неэффективным расходованием.
Аудиторы обнаружили нарушения, связанные с условиямиоплаты труда на в ГУП «ГЦРР» на общую сумму 5,8 миллиона рублей. При увольнениях 33 сотрудника получили непредусмотренные договорами компенсации. Кроме того, непонятно почему на предприятии платили премии и надбавки – всего на 2,1 миллион рублей.
Так же выяснилось, что Комитет выделял в 2018 году «ГЦРПО» почти 7 миллионов рублей на установку указателей к чемпионату мира по футболу, хотя это не относится к деятельности данного учреждения.
10 лет аренды без инфляции
Но больше всего Петербург потерял потому, что Комитет в 2017 году заключал договора сроком на 10 лет на установку и эксплуатацию рекламных конструкций без учета инфляционных рисков. По оценке аудиторов КСП ущерб составил не менее 3,1 миллиарда.
Речь, очевидно, о скандальном конкурсе, который вызвал много вопросов не только у участников рынка, городских депутатов, но и у ФАС.
Участники рынка ждали его почти четыре года. Предыдущие контракты фактически истекли в 2014 году. Но ставшие незаконными рекламные конструкции не исчезли из Петербурга и фактически продолжали эксплуатироваться.
«Комитет по печати вовремя не утвердил схему размещения рекламных конструкций. В соответствии с законодательством РФ, схемы должны были утвердить до 1 января 2014 года. Фактически схема принята 17 апреля 2014 года (в новой редакции – 23 мая 2017 года)», - говорится в отчете КСП: «Данная ситуация повлекла недопоступление доходов в бюджет Санкт-Петербурга в виде государственной пошлины за выдачу разрешений на право установки и эксплуатации конструкций, поскольку почти 80% данных конструкций в проверяемый период размещались без разрешений»
Торги по новой схеме состоялись лишь 4 сентября 2017 года. Победа в конкурсе давала право на размещение рекламы в городе в течение 10 лет. Торги проводились по 23 лотам за 9,4 миллиарда рублей. Тогда многие участники рынка не смогли даже выдвинуть свои заявки, в условиях конкурса они усмотрели нарушение закона о защите конкуренции в пользу крупных игроков и давних партнеров Смольного. ФАС начало проверку, подтвердило нарушения. Однако после череды судов прав оказался Комитет. В конце декабря 2018 года Арбитражный суд Московского округа встал на его сторону.
У "антимонопольщиков" будет повод снова вернуться к этим торгам, теперь уже по итогам проверки КСП. Отчет о ее результатах уже направлен «антимонопольщикам», а также временно исполняющему обязанности Губернатора Санкт-Петербурга Александру Беглову, председателю Законодательного Собрания города Вячеславу Макарову, Прокурору Санкт-Петербурга Сергею Литвиненко.
Серезлееву есть что вспомнить
Возможно отчет даст повод нынешнему руководству города для смены главы Комитета по печати Сергея Серезлеева, к которому накопилось уже немало вопросов. Так депутаты ЗакСа Алексей Ковалев и Максим Резник неоднократно обращались к губернатору Петербурга (тогда еще Георгию Полтавченко) и в прокуратуру с требованием проверить действия Серезлеева на коррупционную составляющую. В частности, подозрения вызывает законность предоставление многомиллионных субсидий из бюджета Петербурга на выпуск газеты «Петербургский дневник». В конкурсах на ее издание практически всегда побеждали ОАО «Петроцентр» и ОАО «ГАТР», фактически находящиеся в ведении самого Комитета.
Вопросы вызывают и торги на право размещения рекламы в городском метро на 10 лет. В конкурсе, состоявшемся в 2017 году смогла принять участие только одна компания «Метроном». Кроем того, выяснилось, что еще в 2015-м эта же фирма получила разрешение до 2025 года размещать рекламу и в вагонах подземки. Договор, по данным СМИ, был заключен в тайне от участников рынка наружной рекламы.
Нарекания также вызывает практика Комитета по размещению в историческом центре города огромных электронных табло. Они появляются в городе вопреки мнению руководителей комитетов по градостроительству и архитектуре и по государственному контролю, использованию и охране памятников.
О возможной отставке Серезлеева в Петербурге заговорили с конца прошлого года. Отчет КСП может ее ускорить.
Источник: Лениздат.Ру