Сколько киосков хотят снести в Омске

Говорим с замдиректора департамента городской экономической политики и бизнесменами о том, что нас ждет Нестационарная торговля приносит в городской бюджет в среднем 250 миллионов рублей в год. В Омске решили убрать 700 киосков и павильонов.

 

Несколько дней назад на остановке «Главпочтамт» снесли павильон «Пекарушка», в котором омичи покупали выпечку последние 10 лет. И похожая участь постигла и постигнет еще сотни киосков в Омске, которые перестали отвечать требованиям безопасности. История с пекарней с хорошим концом. Она переедет в торгово-остановочный комплекс, который скоро поставят на ее месте. Но всем места в них не хватит и не всем хватит денег на их аренду. К чему готовиться владельцам киосков и павильонов — к переезду или закрытию?

По данным окружных администраций, за 2021 год с территории города нужно убрать 701 киоск и павильон. Заместитель директора департамента городской экономической политики администрации Омска Михаил Щелконогов отметил, что в большинстве случаев они были установлены законно, но пятилетний срок размещения истек, а предприниматели не торопятся демонтировать свои объекты.

— Незаконность таких ларьков получилась как раз из-за окончания договоров. Порядка 80% — это те люди, у которых закончились договоры, и они пока ждут, что что-то изменится. Хотя в течение 10 дней по нашему постановлению они должны освободить место. Далее принудительный снос. Естественно, за раз столько мы вынести не можем, составлена очередность по мере окончания договоров, — объяснил он.

Измениться, по мнению предпринимателей, должен порядок пролонгации договоров — нужно разрешить продлевать их без торгов. Но сейчас в договорах такого пункта нет и в ближайшее время, считает Михаил Щелконогов, не появится.

— Мишустин (Михаил Мишустин, премьер-министр. — Прим. ред.) подписал 208-е распоряжение [о неотложных мерах по поддержке малых и средних предпринимателей в сфере торговли], УФАС прокомментировало его — нет обязанности у власти продлевать договоры. У губернатора была встреча с предпринимателями (28 мая 2021 года. — Прим. ред.), он сказал, не будут договоры продлеваться — это запрещено законом. Если этого ранее в договоре не было, то и сейчас не будет, — заявил замдиректора департамента.

Преимущественное право на заключение нового договора по итогам аукциона проблему предпринимателя не решает. Дело в том, что примерно в 4 из 5 случаев место под его киоском или павильоном власти исключили из схемы размещения нестационарных торговых объектов. Четыре года назад в схеме было 3052 места, сейчас их осталось 2473. Из нее, в частности, убрали объекты, расположенные в границах отвода автодорог, стоящие ближе 15 метров от зданий и ближе 5 метров от пешеходных переходов. Ту же «Пекарушку» у главпочтамта приговорили к сносу еще в 2019 году, а не демонтировали павильон раньше потому, что договор с администрацией Центрального округа истекал только в 2021-м.

— Мы предупредили предпринимателей, что, когда заканчивается договор, схема будет жестко прочесана на предмет соответствия всем нормам. Эти нормы придумали не мы, эти нормы придумал федеральный законодатель. Поэтому сегодня те договоры, которые закончились, и где объекты стояли с нарушениями, естественно, исключались из схемы размещения НТО. Здесь не может быть никаких обид на администрацию, что мы кого-то угнетаем — мы исполняем требования законодательства, — подчеркнул Михаил Щелконогов.

Владельцы киосков, участки под которыми из схемы исключили, могут получить компенсационное место или переехать в торгово-остановочный комплекс. Минусы есть в обоих случаях. В первом — компенсационных мест недостаточно и расположены они, по словам бизнесменов, не в самых проходимых местах, во втором — кусается цена аренды. Недавно благодаря антимонопольной службе у предпринимателей появился третий вариант — самим поставить торгово-остановочный комплекс. Но и он, как выяснилось, устраивает не всех. По 5 из 9 конкурсов на размещение 11 ТОКов, назначенных на 4 июня, заявки на участие не поступили.

— Есть такой предприниматель Бобошко. У него закончился срок договора на Лермонтова, 64, где стоял его ларек. Мы выставили этот ларек [на конкурс], он не подал заявку. А мог взять по начальной цене, — недоумевает Михаил Щелконогов.

Кстати, с решением антимонопольной службы, что места под торгово-остановочные комплексы нельзя разыгрывать одним лотом, замдиректора департамента не согласен.

— В УФАС сказали: вы в позапрошлом году поэкспериментировали, сделали объединенный лот, больше так не делайте — дайте жить малому бизнесу. Мы согласились, хотя закон о проведении конкурсов и антимонопольное законодательство говорят, что мы вправе определять, как формировать лоты. Но мы не стали спорить с УФАС, — объяснил он.

Предприниматель Алексей Бобошко объяснил, почему не стал бороться за место, на котором его киоск с печатной продукцией стоял с 2007 года. По его словам, установка торгово-остановочного комплекса обойдется ему в 3 раза дороже, чем стандартного киоска, и окупить его за время действия договора он просто не успеет.

— На Лермонтова я бился за то, чтобы оставить киоск, который есть. Я готов привести его в соответствие, поставить навес. Это бы мне стоило условно 50 тысяч рублей. То, что хочет сейчас город, невероятно дорогое удовольствие — получается примерно 1,1 миллиона рублей. Те киоски, которые у меня стоят, обходились мне [с нуля] в 250 тысяч рублей, максимум в 350 тысяч рублей. 350 тысяч и 1,1 миллиона — большая разница. Сейчас мы 5 лет стоим и платим 350 тысяч, 7 лет и 1,1 миллиона — в лучшем случае отобьем стоимость объекта. А на что жить? Как платить зарплату? — рассказал Алексей Бобошко.

Михаил Щелконогов уверяет, что задача городской администрации не убить нестационарную торговлю, а навести в этой сфере порядок. Тем более что даже после сокращения схемы на все нормативы минимальной обеспеченности омичей киосками и павильонами соблюдаются. По нормативу в Омске должно быть 839 продуктовых киосков, в схеме их 1211, заведений общепита — 94 и 203 соответственно, киосков с печатной продукцией — 159 и 208.

— Потенциал расширения схемы безграничный: у нас построился микрорайон Амур-2, Кузьминки. Предприниматель пусть приходит, пишет заявление, что хочет туда поставить ларек, мы с удовольствием рассмотрим и поставим, — добавил чиновник. — Мы готовы оказать содействие любому предпринимателю, наш департамент для этого и существует. Ни один проект, который выходит из администрации, не проходит без согласования с бизнесом. Хотят очень многое, но закон есть закон. Предприниматели должны смириться, что город стал жить по закону. Беззакония больше не будет, с плохишами борьба будет жестко вестись.

Такие киоски можно встретить по городу всё реже — они также оказались вне закона. Источник: ngs55.ru

У вас недостаточно прав для комментирования