Каталог для дискуссий
Напомним, на публичное обсуждение вынесен проект решения Кировской гордумы об изменениях в Правила внешнего благоустройства города. Чиновники разработали каталог типовых архитектурных решений НТО. Привести такие объекты в соответствие новым требованиям планируется до конца 2022 года, когда закончится действие нынешней схемы размещения НТО. По факту бизнесу дали полтора года, чтобы выполнить правила.
Архитектурные решения разработали для павильонов, киосков, торговых палаток, бахчевых развалов, елочных базаров и торговых тележек. Все объекты представлены в трех стилистических решениях: для магист-ральных улиц, для парков и скверов, для исторической части города – от этого зависят оформление и конструктив.
Специализация различается по цвету. Так, для оформления киосков по продаже мороженого предлагается использовать мятный цвет, овощей и фруктов – оранжевый, общепита – бежевый, продовольственных товаров – рубиновый, непродовольственных – пастельно-голубой, цветов – сиреневый, киосков с печатью – бриллиантово-синий. Есть в каталоге и объекты универсальной специализации. Для ряда НТО предложены несколько типов дизайна.
В каталоге прописаны требования к вывескам, остеклению, использованию дерева или других материалов. Например, киоски не могут быть выше 3,5 метра, вывески должны быть не больше 0,2 метра высотой и 1,6 метра длиной, а также соответствовать колористике фасада. Наружные стены необходимо выполнять со скрытым креплением и гладкой поверхностью. На павильонах разрешается размещать вывески до 0,25 метра высотой и до 3 метров длиной. Задняя дверь должна быть глухой и металлической.
Документ разработан с целью формирования единого архитектурно-художественного облика города Кирова, подчеркивают инициаторы.
«Нет возможности учесть»
Бизнес-объединения и предприниматели в рамках публичных обсуждений внесли свои предложения и замечания. Вопросы касаются не только и не столько внешнего вида киосков, сколько финансовых затрат со стороны бизнеса и сроков реализации реформы. В заключении «уполномоченного органа» под каждым из предложений и замечаний указано «Нет возможности учесть». И приведены аргументы.
Итак, что предлагает бизнес и что на это ответил этот самый «уполномоченный орган».
Первое. Реформирование планируется только за счет средств предпринимателей. Деятельность, осуществляемая в НТО, по большей части – розничная торговля и общественного питание, которые по настоящее время не оправились в полной мере от последствий пандемии.
Ответ. «В соответствии с гражданским законодательством РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли». И далее говорится, что общепит и розница не работали с 28 мая по 5 апреля 2020 года. В дальнейшем ограничения «не распространялись на объекты розничной торговли, реализующие продовольственные товары (таких в Схеме размещения НТО наибольшее количество) и непродовольственные товары при соблюдении особых условий осуществления деятельности». И напомнили о мерах господдержки для особо пострадавших отраслей.
Второе. Неоправданно большие расходы по приведению НТО в соответствие типовым архитектурным решениям. Так, стоимость изготовления одного киоска «Роспечати» составляет около 500 тысяч рублей. С учетом того, что обновлять придется 46 киосков, сумма затрат бизнеса оценивается до 25 млн рублей.
Ответ. «Каталог предусматривает общее стилистическое решение для каждой группы НТО и не ограничивает предпринимателей в выборе материалов и конструкций изготовления НТО. Вопрос о замене НТО на новые или доработке существующих до соответствия типовым архитектурным решениям остается на усмотрение предпринимателя».
Третье. Некоторые предприниматели установили объекты недавно и еще не отработали затраченные средства. Приведение их к «нормативам» – новые затраты бизнеса.
Ответ. Это учтено при разработке проекта: предусмотрен переходный период до 31 декабря 2022 – даты окончания действия схемы размещения НТО.
Четвертое. Необоснованные ограничения площади размещаемых НТО – для киосков 10 кв.м., для павильонов 30 кв.м. Они установлены независимо от статуса территории, на которой размещается объект (частная собственность или муниципальная). Это ограничивает право собственника земельного участка по распоряжению принадлежащей ему землей (в случае размещения НТО на частной территории).
Ответ. В соответствии с абзацем 6 пункта 8.1.2.1 Правил внешнего благоустройства «максимальные размеры (площадь) павильонов и киосков являются рекомендуемыми и право собственника по распоряжению принадлежащим ему земельным участком не ограничивают».
Пятое. Не учитывается действие некоторых НТО в рамках франшизных договоров, которыми предусмотрены свои требования к внешнему виду объектов.
Ответ. Действие каталога не распространяется на объекты, «действующие по договорам о предоставлении права использования средства индивидуализации, при наличии зарегистрированных в установленном законом порядке требований к внешнему виду (цветовым сочетаниями, размеру и иным характеристикам) товарного знака и знака обслуживания».
Шестое. Проект предусматривает жесткие временные рамки для прекращения эксплуатации нетиповых НТО – до 31 декабря 2022 года, не учитывая разное финансовое положение предпринимателей.
Ответ. «Предусмотренный проектом переходный период сроком 1,5 года считаем
разумным и достаточным».
Седьмое. Предлагаемые каталогом архитектурные формы не предусматривают специфику всех видов осуществляемой деятельности, продаваемых товаров. Например, представленный в каталоге тип киоска для продажи печатной продукции имеет недостаточное витражное пространство, количество козырьков.
Ответ. Представленный в каталоге
«Киоск универсальной специализации. Тип 4» имеет значительное витражное пространство и выступающий со всех сторон козырек.
Восьмое. Бизнес предлагает предоставление беспроцентного кредита на изготовление павильонов.
Ответ. Это не входит в перечень мероприятий, реализуемых в рамках муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Город Киров» в 2020 –
2024 годах». Денег в бюджете на «непрофильные» мероприятия не заложено.
Девятое. Не понятно, кем будет производиться оценка внешнего вида НТО на соответствие каталогу.
Ответ. Контроль за соблюдением Правил внешнего благоустройства «предусмотрен настоящими Правилами, а также иными муниципальными нормативными правовыми актами».
Десятое. Высота вывески 0,2 м ничтожно мала и не учитывает особенности некоторых товарных знаков. Например, если логотип в двух строчках или имеет круглую/ квадратную форму.
Ответ. Эта высота вывески «является оптимальной, рассчитанной исходя из средних размеров НТО».
Одиннадцатое. Не понятно, по каким критериям и с каким органом будут согласовываться индивидуальные архитектурные решения.
Ответ. Аналогично пункту 9: контроль «предусмотрен настоящими Правилами, а также иными муниципальными нормативными правовыми актами».
«По результатам проведения публичных консультаций предлагается принять представленный проект решения», – резюмируется в заключении уполномоченного органа.
Требует доработки
При этом бизнес не намерен прекращать дискуссию. Так, тему обсудили во вторник, 29 июня, в аппарате бизнес-омбудсмена Кировской области. Среди опасений – те же, что озвучены в рамках публичных консультаций: введение ограничений по площади, разработка механизма компенсации затрат предпринимателям, возможность применения дизайн-кода только для вновь устанавливаемых объектов.
«С точки зрения защиты предпринимательского сообщества аппарат бизнес-омбудсмена видит необходимость доработки указанных документов. Следует отметить, что вносимые изменения приведут к существенным затратам собственников существующих НТО, повлекут за собой дополнительные препятствия в развитии малого и среднего бизнеса в регионе. Также имеет смысл предъявлять требования к соответствию внешнего вида НТО каталогу архитектурных решений при уже включенном объекте в новую схему размещения НТО в МО «Город Киров», которая начнет действовать с 01.01.2023 года», – сообщили в аппарате бизнес-омбудсмена.
Напомним, собрание в рамках публичных слушаний состоится 15 июля в 16.30 в зале администрации города. В настоящее время прием замечаний и предложений продолжается. По информации «БН», бизнес готовит консолидированный перечень.
Ренат Деветьяров, региональный координатор «Ассоциации малоформатной торговли», собственник и директор торговой сети «Дары природы»:
– Понимание о необходимости реформирования сферы НТО в Кирове есть у всех, потому что стоят объекты, которые уродуют облик города. Считаю, менять нужно именно такие, требования предъявлять к собственникам таких павильонов и киосков.
Многие НТО выглядят достойно, гармонично вписываются в архитектуру. Они сделаны в определенных цветовых решениях, со своими стилистическими элементами. Если взять пример наших павильонов, мы специально выбирали цвета белый и зеленый. Покупатели их знают, понимают концепцию. Если всех, условно, загнать под одну гребенку – какой смысл? Это как раньше люди жили в одинаковых типовых домах-коробках.
Считаю, кировским сетевикам и собственникам отдельных НТО необходимо дать возможность использовать свои стилевые элементы, свои конструкции. Если они красивые, достойно выглядят, украшают территорию – создайте рабочую группу, чтобы у предпринимателя была возможность прийти на нее, защитить свой проект и хоть как-то выдержать концепцию своего направления.
Вызывает вопросы и предложение администрации по метражу НТО – не более 30 кв. метров. У меня есть павильон площадью 50 кв. метров. И для покупателей, и для продавца удобно: просторно, комфортно. Получается, мне надо этот павильон либо демонтировать, либо поделить. Хорошо, поставлю я внутри перегородку. Будет два маленьких зала, меньше удобства, а внешний облик не изменится.
Ну и вопрос по срокам запуска этой реформы. Для любого предпринимателя, даже если у него всего один объект, менее чем за полтора года взять и поменять все очень проблематично. Особенно сейчас, в кризис, когда у бизнеса нет свободных денег. Если администрация хочет все сделать быстро, тогда компенсируйте затраты предпринимателям, как это, к примеру, сделали в Перми — там и получилось быстро. Если все эти расходы лягут на плечи бизнеса, для запуска «обновления» необходимо не менее 5-7 лет. Только после этого срока в случае попадания предпринимателя в очередную схему НТО он уже будет заходить с «правильным» объектом.
На публичные слушания обязательно пойду. Очень надеюсь, что к мнению бизнеса прислушаются.
Никита Семиларский, владелец сети «Coffee Like Киров»:
– Цель благая – привести НТО в порядок, потому что многие выглядят несовременно и неопрятно. И бизнес, и жители движение в этом направлении поддерживают. Однако на картинке все выглядит красиво, но при детальном изучении возникает много вопросов.
Во-первых, за чей счет будет проведена эта «реформа»? Полагаю, что все ляжет на плечи предпринимателей. Если не выполнишь требования – в новую схему размещения НТО, которую сформируют к концу следующего года, ты не попадешь?
Предприниматель должен вложить немалые деньги (переоборудование одного павильона обойдется примерно в 1 млн рублей, а если сеть павильонов –
сумма возрастает кратно). Сейчас, в пандемийное время, для большинства эти затраты окажутся неподъемными. А где гарантия, что через год-два, когда предприниматель еще не успеет окупить вложения, не появится новый каталог и не нагрянет очередная реформа? Найдут повод – сменился архитектор, скажут, что через павильон проходит дорога – демонтируйте.
Во-вторых, как быть с франшизами. Мы являемся частью сетевого федерального проекта. Есть определенный бренд-бук, зарегистрированный товарный знак и так далее. Наши павильоны выглядят очень достойно, не портят архитектуру города, но под требования представленных в каталоге проектов не попадают. Такие моменты при принятии окончательного решения необходимо учитывать.
В-третьих, проект подразумевает приведение объектов НТО к единому архитектурному облику города. Возникают вопросы с точки зрения вкусовых предпочтений. В каталоге приведены разные типы павильонов для разных частей города. Возьмем для примера историческую часть, где с одной стороны дороги может стоять здание постройки 19 века, напротив – высотка в современном стиле. Как и кто в этом случае будет оценивать соответствие павильона окружающей архитектуре? Да, представленные в каталогах материалы, конструктив носят рекомендательный характер, но это огромное поле для вариаций. Предположим, на павильоне сделаны деревянные рейки. Есть грустные примеры, когда такие рейки наносят на банерную ткань и создают имитацию, что выглядит некрасиво. Кто будет оценивать такие моменты?
Ну и в конце концов лично я считаю, что НТО – не первоочередная проблема для города. Если говорить в целом про облик Кирова, у нас очень много зданий, в том числе в исторической части, которые требуют реконструкции. Их приведите в порядок, затем и НТО можно заняться.
Еще раз подчеркну: с идеей я согласен. Я тоже и как житель Кирова, и как работающий на этой территории предприниматель хочу, чтобы НТО выглядели достойно. Однако сам формат, как это все преподносится, пока вызывает очень много вопросов.
На публичные слушания я обязательно планирую пойти. Надеюсь, раз вопрос предан такой широкой огласке, это будет не формальное мероприятие. Решение необходимо принять компромиссное для всех сторон: властей, которые получают доход с аренды земельных участков, жителей, у которых есть возможность пользоваться услугами НТО, и мнение бизнеса очень важно. Мы сейчас совместно с коллегами по бизнесу формируем консолидированный список предложений в администрацию города. Источник: bnkirov.ru