Основоположнику удмуртской национальной периодической печати Ивану Михееву - 145 лет

Хотя о нем уже писали многие иследователи, не раз его биография и творчество освещались на страницах районной газеты, всё равно многое из жизни и творчества этого человека остается еще неизвестным.

 

Родился Иван Михеев 19 июня (1 июля) 1876 года в селе Ошторма-Юмья Мамадышского уезда Казанской губернии. Так как семья жила в бедности, с малых лет ему пришлось помогать родителям в домашних и полевых работах. После окончания сельской школы помогал учителю в обучении детей. В 14 лет вместе с товарищем тайком от родителей уехал в Казань и поступил в учительскую семинарию Николая Ильминского.

Там он обучался бесплатно, был обеспечен обмундированием, жильем и питанием. В 1895 году окончил учебное заведение и был назначен помощником учителя в Карлыганскую вотскую школу Вятской губернии. Через год был переведен в «образцовую вотскую школу» при Казанской учительской семинарии. Через три года учительства издал учебник по русскому языку. Имея свое издательство, наладил выпуск книг сериями: буквари, книги для чтения, пьесы, календари. Его «Календарь для удмуртов» – первое периодическое издание на удмуртском языке. А удмуртскоязычный «Букварь для вотских детей» впервые был издан в 1901 году и переиздавался несколько раз.

Книги для чтения выходили с 1906 года. Функция изданий — обучать литературному чтению на русском и родном языке. Большинство произведений религиозного характера. Иван Степанович адаптировал для издания рассказы из Священной истории, Ветхого Завета, произведения Льва Толстого, Эзопа. В книгах для чтения представлены рассказы-описания, рассказы-диалоги, рассказы-очерки, научно-популярные рассказы. «Первая книга для чтения на вотском языке» имеет общий сюжет и тяготеет к жанру повести, главный герой – удмуртский мальчик Коля. Книга повествует о его духовном развитии.

Иван Михеев также является автором пособия по арифметике, известен как переводчик 4 Евангелий на удмуртский язык. В 1904 году в Казани издается Четвероевангелие, которое считалось наиболее удачным переводом в этот период. Ученый стремился сделать удмуртский перевод как можно более понятным. За основу языка перевода он взял диалект кукморских удмуртов. В то же время Михеев делал многочисленные сноски, объясняющие непонятные слова и выражения для читателей других регионов. Именно это сделало его перевод Евангелия общедоступным для всего удмуртского народа. Оно переиздавалось в 1912 и 1973 годах. Перевод 1973 года был сделан в столице Швеции, городе Стокгольме, под руководством известного ученого, миссионера, выходца из Югославии, Борислава Араповича. Но только малая часть тиража прошла через советскую границу. Отдельно печатались брошюры, знакомящие с христианскими праздниками и традициями.

Иван Михеев с малых лет горячо полюбил и театр, начиная с народных представлений. В 1906 году он издал пьесу «Эн лушка» («Не воруй») – первое произведение удмуртской художественной литературы, изданное отдельной книгой. В Казани публикует свою пьесу «Удмурт доктор», в которой сценически проводит свои идеи медицинского просвещения местного населения. Спектакль был поставлен в нескольких удмуртских селах и всех поразил – до чего же чудесна эта пьеса на родном языке! Удмурты были просто изумлены. И здесь Иван Михеев приходит к выводу, что сцена – это довольно-таки мощный идейный рупор и польза этого более крепче, чем от всякого рода статей с воззваниями и откровенным нытьем на свою сирость и убогость.

С 1905 года на свои средства выпускает календари на удмуртском языке. Вышли в свет 4 календаря – на 1905, 1907, 1908 и 1910 годы. Основная задача удмуртских календарей – это культурно-просветительская пропаганда, затрагивающая вопросы правильного ведения земледелия, животноводства, садоводства, пчеловодства; в них давались и медицинские советы, сведения о культурно-просветительских учреждениях. В календаре за 1907 год вышла публицистическая статья другого удмуртского просветителя Ивана Яковлева «Наша жизнь», за которую автор поплатился ссылкой на север, а издатель вынужден был объясняться перед казанской цензурой. В 1913 году Иван Степанович был уволен из учительской семинарии.

После 1917 года был редактором и выпускал удмуртские издания при Наркомнаце в Казани, c 1919 года – действительный член Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, с 1918 года – председатель хозяйственной коллегии Казанской учительской семинарии, преподаватель русского языка, русской истории и удмуртского языка в учительской семинарии. В 1920-1929 годах Иван Степанович преподавал русский язык для студентов-татар на рабфаке при Казанском государственном университете. С 1924 года – заведующий удмуртским отделением, преподаватель удмуртского и русского языка в Казанском восточно-педагогическом институте.

 

Реклама
 

По рекомендации НКП РСФСР преподает русский язык в Самаркандском агроколхозном университете (1930–1933), с 1933 года работал в Ходжентском пединституте, в 1935 году был назначен заведующим кафедрой языкознания Таджикского сельскохозяйственного института, одновременно преподавал русский язык в Ходжентском сельскохозяйственном и Самаркандском педагогическом институтах. В 1936 году преподает методику русского языка Марийского пединститута имени Надежды Крупской.

Иван Михеев в начале XX века предложил систему обучения нерусских народов грамоте на родном и русском языках. Освоение курса начинал на родном языке учащихся, после овладения ими элементарными школьными навыками переходил к обучению русскому языку на «разговорных уроках». В обучении русскому языку главным считал усвоение разговорного языка, практикуясь живой разговорной речью и выполняя устные и письменные упражнения. Свои приемы обучения Михеев называл «методом целых предложений».Эта методика получила распространение в школах Поволжья, Средней Азии, Сибири, Кавказа.
Ученый большое значение придавал воспитанию будущих учителей. На своих лекциях он знакомил с основами психологии, прививал умение работать на земле, проводил показательные уроки, рекомендовал четкие схемы проведения всех уроков. Начинания Ивана Михеева в 30-е годы не были поняты: «Школа и вуз, привыкшие работать по шаблону и инструкциям, погубили в зародыше новаторские начинания этого педагога».

Иван Степанович получал большой доход от переиздания своих учебников. До увольнения из семинарии приобрел участок земли и организовал хуторское хозяйство. Один свой большой казанский дом Иван Михеев отдал удмуртским студентам. Только на 2-м его этаже могли поместиться 80 человек. Бескорыстно помогал деньгами многим удмуртским учителям и студентам. Их он до революции буквально содержал за свой счет.

Личность этого человека настолько масштабна, что и по сей день еще не имеет должной оценки. На него невозможно смотреть сквозь призму обозрения его величины только временным промежутком конца XIX и начала XX веков, нет, жизнь и творчество Ивана Михеева, а также и его предпринимательская деятельность оказались совершенно созвучными и нашему времени.

Его служение родному удмуртскому народу является фактом совершенно беспримерным. Ибо служение это в первую очередь начиналось у него с кардинального вопроса самому себе: «А чем я могу сам способствовать укреплению своего народа?» И на этот вопрос Иван Михеев отвечал своими реальными делами, никогда не взваливая то, что ему по силам, ни на окружающих, ни на государство. Каждую свою идею Иван Михеев подкреплял действенным поступком, направленным на благо своего народа. Он никогда не подвизался в чиновничьих кабинетах. Чиновные лица были сами вынуждены с ним считаться. Ведь Иван Михеев прежде всего был профессионалом в своем деле, который и сам многих мог научить. Он работал не для властей, он работал для народа, не разделяя его по национальностям. Власти, конечно же, никогда и не любили его, вплоть до того, что в качестве акта своего поражения перед ним, практически без должного суда и следствия казнили Ивана Михеева - скрытно расстреляли в глухую ночь в 1937-м году в подвале Йошкар-Олинского картофелехранилища. Но, не прибегая к банальностям, хочется сказать – они не убили несломленный дух Ивана Михеева, дело просветительства которого живо и по сей день.

Иван Степанович Михеев является достоянием не только удмуртского народа но и кряшен, так как он по матери - кряшен, по отцу - удмурт. Михеев Иван Степанович стал лидером кряшенского движения, основателем Национального общества кряшен, издателем газеты «Кряшен», выдвинувшей лозунг «Кряшены – нация».

В музее Ош-Юмьинской средней школы собран богатый материал по биографии и творчеству Михеева, который постоянно пополняется. В этом большая заслуга основателя музея, учителя ветерана Василия Рамазанова. Работы для настоящих и будущих исследователей творческого наследия Ивана Степановича - непочатый край. Этой весной на внеклассном мероприятии в Ош-Юмьинской школе на заданный мной вопрос, кого из знаменитостей своего села они знают, ученики младших классов уверенно ответили: «Иван Степанович Михеев!» То, что молодое поколение знает достойных сынов своего народа, не может не радовать.

 

Источник: kukmor-rt.ru

У вас недостаточно прав для комментирования