Газета "Бизнес" об инспекции ФАС рекламного рынка

ФАС инспектирует рекламный рынокВслед за лидером рынка наружной рекламы, компанией News Outdoor, под подозрением в монополизме (см. "Бизнес" от 15 июля) оказался и лидер в области рекламы в электронных СМИ - группа компаний "Видео Интернешнл" (ВИ). Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала изучать рынок услуг по размещению рекламы, чтобы выяснить, не злоупотребляет ли ВИ своим доминантным положением на рынке. Теоретически это грозит неприятностями продавцу телерекламы.

"Поводом для начала обследования рынка послужила информация в прессе о повышении цен ВИ на рекламу на 30%.

Если окажется, что в телесегменте ВИ занимает больше 35%, группа компаний будет признана субъектом, занимающим доминирующее положение",- отмечает замруководителя ФАС Андрей Кашеваров.

Монополизацией антимонопольное ведомство признает контроль одного игрока над 35% рынка. Пока на рекламном рынке таких структур не находилось: до сих пор ФАС считала доли игроков на рынке в целом.

Теперь антимонопольное ведомство решило считать доли игроков по отдельно взятым сегментам: наружной рекламе, электронным и печатным СМИ. Это грозит неприятностями ВИ (лидеру продаж в электронных СМИ) и News Outdoor (крупнейшему игроку рынка наружной рекламы в московском регионе).

Начать ФАС решила с рынка телерекламы. Ведомство запросило у центральных и региональных телеканалов копии договоров, заключенных ими с рекламными агентствами на оказание услуг по размещению рекламы. По словам Кашеварова, проверка завершится не раньше осени. "Мы только приступаем к созданию методики оценки этого рынка",- признается он. Если выяснится, что ВИ является доминирующим игроком, компания попадет под статью 5 ("Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке") закона "О конкуренции".

В ВИ считают, что говорить отдельно о рынке телерекламы нельзя. "Есть единый рынок рекламы, по которому перемещаются деньги: из телевидения в наружную рекламу, из наружной рекламы в BTL и т. д.",- заявил представитель группы компаний.

С ним соглашаются и другие участники рынка. "Видимо, у ФАС были какие-то свои причины на то, чтобы начать проверку: идея поднять цены на рекламу вполне здоровая и рыночная'BB,- полагает президент Международного института рекламы Борис Еремин. С ним соглашается вице-президент Ассоциации коммуникативных агентств России (АКАР) и президент "Рекламного картеля" Владимир Евстафьев. "Поднятие цен - аккуратное и взвешенное решение, которое все участники рынка, в том числе и рекламодатели, оценивают позитивно",- говорит Евстафьев.

Причиной повышения цен он называет перенасыщенность рынка. К тому же продавец в принципе не может быть монополистом: ВИ продает время, которое не является его собственностью, считает он.

Недоумевают, чем руководствовалось антимонопольное ведомство, и во втором крупнейшем медиаселлере- "НТВмедиа". "Неизвестно, к каким выводам придет ФАС и чем она руководствуется",- рассуждает гендиректор компании Сергей Пискарев. Он уверен, что его компании опасаться нечего.

Перспективы расследования ФАС эксперты оценивают довольно скептически. А Борис Еремин полагает, что ведомство может руководствоваться и политическими мотивами. "В случае повышения цен на рекламное время на этом рынке окажутся те рекламодатели, которые смогут себе это позволить, прежде всего иностранные",- отмечает Еремин.

ГРУППА КОМПАНИЙ «ВИДЕО ИНТЕРНЕШНЛ»

(продает рекламное время «Первого канала», входящих в ВГТРК каналов «Россия», «Культура» и «Спорт» (до 2006 года), а также СТС, Ren TV, М1 и др.) в прошлом году контролировала около 18,1% закупок телерекламы. Оборот ВИ в 2004 году составил около $1,5 млрд. По информации АКАР, доля телерекламы в общем объеме рекламного рынка ($3,85 млрд в 2004 году) составила 44,1%. Помимо больших объемов рынок демонстрирует также высокие темпы роста. В первом квартале 2005 года рынок телерекламы увеличился на 37% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года.

НАКАЗАНИЕ ДЛЯ МОНОПОЛИСТОВ

Нарушением законодательства о конкуренции считаются: установка необоснованно низких и необоснованно высоких цен; устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов; навязывание условий договора, не выгодных для контрагента, и т. д. По законодательству штраф за недопущение или ограничение конкуренции составляет до 300 тыс. руб. Однако по новому закону о защите конкуренции, который может быть принят уже в этом году, штраф будет рассчитываться, исходя из годового оборота компании, которую признали нарушителем.

Деловая газета "Бизнес"