"Поводом для начала обследования рынка послужила информация в прессе о повышении цен ВИ на рекламу на 30%.
Если окажется, что в телесегменте ВИ занимает больше 35%, группа компаний будет признана субъектом, занимающим доминирующее положение",- отмечает замруководителя ФАС Андрей Кашеваров.
Монополизацией антимонопольное ведомство признает контроль одного игрока над 35% рынка. Пока на рекламном рынке таких структур не находилось: до сих пор ФАС считала доли игроков на рынке в целом.
Теперь антимонопольное ведомство решило считать доли игроков по отдельно взятым сегментам: наружной рекламе, электронным и печатным СМИ. Это грозит неприятностями ВИ (лидеру продаж в электронных СМИ) и News Outdoor (крупнейшему игроку рынка наружной рекламы в московском регионе).
Начать ФАС решила с рынка телерекламы. Ведомство запросило у центральных и региональных телеканалов копии договоров, заключенных ими с рекламными агентствами на оказание услуг по размещению рекламы. По словам Кашеварова, проверка завершится не раньше осени. "Мы только приступаем к созданию методики оценки этого рынка",- признается он. Если выяснится, что ВИ является доминирующим игроком, компания попадет под статью 5 ("Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке") закона "О конкуренции".
В ВИ считают, что говорить отдельно о рынке телерекламы нельзя. "Есть единый рынок рекламы, по которому перемещаются деньги: из телевидения в наружную рекламу, из наружной рекламы в BTL и т. д.",- заявил представитель группы компаний.
С ним соглашаются и другие участники рынка. "Видимо, у ФАС были какие-то свои причины на то, чтобы начать проверку: идея поднять цены на рекламу вполне здоровая и рыночная'BB,- полагает президент Международного института рекламы Борис Еремин. С ним соглашается вице-президент Ассоциации коммуникативных агентств России (АКАР) и президент "Рекламного картеля" Владимир Евстафьев. "Поднятие цен - аккуратное и взвешенное решение, которое все участники рынка, в том числе и рекламодатели, оценивают позитивно",- говорит Евстафьев.
Причиной повышения цен он называет перенасыщенность рынка. К тому же продавец в принципе не может быть монополистом: ВИ продает время, которое не является его собственностью, считает он.
Недоумевают, чем руководствовалось антимонопольное ведомство, и во втором крупнейшем медиаселлере- "НТВмедиа". "Неизвестно, к каким выводам придет ФАС и чем она руководствуется",- рассуждает гендиректор компании Сергей Пискарев. Он уверен, что его компании опасаться нечего.
Перспективы расследования ФАС эксперты оценивают довольно скептически. А Борис Еремин полагает, что ведомство может руководствоваться и политическими мотивами. "В случае повышения цен на рекламное время на этом рынке окажутся те рекламодатели, которые смогут себе это позволить, прежде всего иностранные",- отмечает Еремин.
ГРУППА КОМПАНИЙ «ВИДЕО ИНТЕРНЕШНЛ»
(продает рекламное время «Первого канала», входящих в ВГТРК каналов «Россия», «Культура» и «Спорт» (до 2006 года), а также СТС, Ren TV, М1 и др.) в прошлом году контролировала около 18,1% закупок телерекламы. Оборот ВИ в 2004 году составил около $1,5 млрд. По информации АКАР, доля телерекламы в общем объеме рекламного рынка ($3,85 млрд в 2004 году) составила 44,1%. Помимо больших объемов рынок демонстрирует также высокие темпы роста. В первом квартале 2005 года рынок телерекламы увеличился на 37% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года.
НАКАЗАНИЕ ДЛЯ МОНОПОЛИСТОВ
Нарушением законодательства о конкуренции считаются: установка необоснованно низких и необоснованно высоких цен; устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов; навязывание условий договора, не выгодных для контрагента, и т. д. По законодательству штраф за недопущение или ограничение конкуренции составляет до 300 тыс. руб. Однако по новому закону о защите конкуренции, который может быть принят уже в этом году, штраф будет рассчитываться, исходя из годового оборота компании, которую признали нарушителем.
Деловая газета "Бизнес"