Газета "Коммерсантъ" о развитии российского рекламного рынка

В пятницу Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) опубликовала исследование российского рекламного рынка в первом полугодии 2005 года. Эксперты констатировали замедление темпов роста индустрии —28% вместо прошлогодних 31 %. Участников рынка эта новость не огорчила: они уверены,что по итогам 2005 года рекламный рынок выйдет на прошлогодние показатели роста или даже превысит их.

«Объем российского рекламного рынка продолжает стабильно расти, но темпы этого роста, как мы и предсказывали, незначительно замедлились»,— отмечает советник президента АКАР Вячеслав Черняховский. По подсчетам АКАР, в первом полугодии 2005 года объем российского медиарекламного рынка России увеличился на 28%, до $2,1-2,15 млрд. По его словам, благодаря высоким темпам роста рекламной индустрии Россия в этом году впервые включена в программу исследований девяти ведущих по объему рынка рекламы стран мира наряду с США, Японией, Великобританией, Францией, Италией, Германией, Испанией и Китаем. Это исследование ежегодно проводится в рамках программы Ad Barometer по заказу компании Hachette Filipac-chi Medias. Результаты исследования рекламных рынков «девятки» будут опубликованы в октябре 2005 года.

Наиболее быстро растущим сегментом российской рекламного рынка, поданным АКАР, остается интернет-реклама, объем которой по сравнению с прошлым годом вырос на 67% (см. таблицу). Вторым по темпам роста сегментом стала наружная реклама, которая в этот раз обогнала традиционно занимавший второе место телесегмент — 35 и 33% соответственно. Одновременно выросла и доля «наруж-ки» в общем объеме рекламного рынка: 19,4% вместо 18,4%, которые приходились на нее по итогам 2004 года. Эксперты считают, что в ближайшие годы тенденция роста доли наружной рекламы сохранится. «Вопреки прогнозам, которые некоторое время назад сделали аналитики „Видео Интернешнл", тенденции к падению удельного веса „наружки" не наблюдается,— говорит ген-директор исследовательской компании „ЭСПАР-Аналитик" Андрей Березкин.— Очевидно, что в среднесрочной перспективе, в ближайшие три-пять лет, наружная реклама будут только набирать обороты».

Аналитики связывают бурный рост российской рекламной индустрии с развитием потребительского рынка в стране. «Данные исследования АКАР свидетельствуют об экстенсивном развитии рекламного рынка. Его возможности не соответствуют бурному росту потребительского рынка,— полагает Владимир Степанов, директор по стратегическому планированию коммуникационной труп-. пы Aegis Media/OKS.— Более половины роста обеспечивает медиаинфляция (рост цен на рекламу.— „Ъ")». «Спрос на рекламу со стороны рекламодателей продолжает расти на 30-40% ежегодно,— отмечает руководитель отдела маркетинговых исследований аналитического центра группы компаний „Видео Интернешнл" Сергей Веселов.— Поэтому в среднесрочной перспективе, ближайшие два-три года, абсолютные значения темпов роста рекламного рынка все равно останутся высокими. Для телерекламного рынка это будет 25-30% в год».

Опрошенные „Ъ" участники рынка прогнозируют, что по итогам года темпы роста рекламной индустрии преодолеют 30-процентный барьер. «Мы не чувствуем замедления темпов роста, о которых говорит АКАР. „Наружка", радиореклама и реклама в прессе растут так же, как и в прошлом году»,— отмечает президент рекламной группы «Арт-медиа» Михаил Корее. Рекламисты утверждают, что второе полугодие будет более показательным с точки зрения роста рекламных бюджетов. В первую очередь рост произойдет из-за повышения расценок на телерекламу. «С сентября цены в прайс-листах некоторых: телеканалов подросли на 30%. основном речь идет о рассчитанных на Москву рекламных блоках на „Первом", „России", НТВ, СТС, ТНТ и некоторых музыкальных каналах,— говорит гендиректор агентства Media Wise Татьяна Елисеева.— Думаю что пиковый рост рекламного рынка придется на второе полу годие и по итогам 2005 года темпы роста всего рынка составят 33-34%».

Российский рекламный рынок в 2004-2005 годах

Сегмент     Объем в                   Объем в

рынка     январе-июне          январе-июне  

           2004года ($ млн)  2005 года ($ млн)

Прирост(%)

Телевидение

720-730

960-970

33

Радио

85-90

110-115

28

Печатные СМИ

525-535

610-620

16

В том числе:

газеты

110-120

135-145

23

журналы

195-205

255-265

29

рекламные издания

210-220

210-220

-1

Наружная реклама

300-310

410 - 420

35

Прочие носители

18-20

30

58

В том числе:

интернет

12

20

67

Итого

1650-1680

2120-2150

28

Источник: Ассоциация коммуникационных агентств России.

Источник: "Коммерсантъ"