«Объем российского рекламного рынка продолжает стабильно расти, но темпы этого роста, как мы и предсказывали, незначительно замедлились»,— отмечает советник президента АКАР Вячеслав Черняховский. По подсчетам АКАР, в первом полугодии 2005 года объем российского медиарекламного рынка России увеличился на 28%, до $2,1-2,15 млрд. По его словам, благодаря высоким темпам роста рекламной индустрии Россия в этом году впервые включена в программу исследований девяти ведущих по объему рынка рекламы стран мира наряду с США, Японией, Великобританией, Францией, Италией, Германией, Испанией и Китаем. Это исследование ежегодно проводится в рамках программы Ad Barometer по заказу компании Hachette Filipac-chi Medias. Результаты исследования рекламных рынков «девятки» будут опубликованы в октябре 2005 года.
Наиболее быстро растущим сегментом российской рекламного рынка, поданным АКАР, остается интернет-реклама, объем которой по сравнению с прошлым годом вырос на 67% (см. таблицу). Вторым по темпам роста сегментом стала наружная реклама, которая в этот раз обогнала традиционно занимавший второе место телесегмент — 35 и 33% соответственно. Одновременно выросла и доля «наруж-ки» в общем объеме рекламного рынка: 19,4% вместо 18,4%, которые приходились на нее по итогам 2004 года. Эксперты считают, что в ближайшие годы тенденция роста доли наружной рекламы сохранится. «Вопреки прогнозам, которые некоторое время назад сделали аналитики „Видео Интернешнл", тенденции к падению удельного веса „наружки" не наблюдается,— говорит ген-директор исследовательской компании „ЭСПАР-Аналитик" Андрей Березкин.— Очевидно, что в среднесрочной перспективе, в ближайшие три-пять лет, наружная реклама будут только набирать обороты».
Аналитики связывают бурный рост российской рекламной индустрии с развитием потребительского рынка в стране. «Данные исследования АКАР свидетельствуют об экстенсивном развитии рекламного рынка. Его возможности не соответствуют бурному росту потребительского рынка,— полагает Владимир Степанов, директор по стратегическому планированию коммуникационной труп-. пы Aegis Media/OKS.— Более половины роста обеспечивает медиаинфляция (рост цен на рекламу.— „Ъ")». «Спрос на рекламу со стороны рекламодателей продолжает расти на 30-40% ежегодно,— отмечает руководитель отдела маркетинговых исследований аналитического центра группы компаний „Видео Интернешнл" Сергей Веселов.— Поэтому в среднесрочной перспективе, ближайшие два-три года, абсолютные значения темпов роста рекламного рынка все равно останутся высокими. Для телерекламного рынка это будет 25-30% в год».
Опрошенные „Ъ" участники рынка прогнозируют, что по итогам года темпы роста рекламной индустрии преодолеют 30-процентный барьер. «Мы не чувствуем замедления темпов роста, о которых говорит АКАР. „Наружка", радиореклама и реклама в прессе растут так же, как и в прошлом году»,— отмечает президент рекламной группы «Арт-медиа» Михаил Корее. Рекламисты утверждают, что второе полугодие будет более показательным с точки зрения роста рекламных бюджетов. В первую очередь рост произойдет из-за повышения расценок на телерекламу. «С сентября цены в прайс-листах некоторых: телеканалов подросли на 30%. основном речь идет о рассчитанных на Москву рекламных блоках на „Первом", „России", НТВ, СТС, ТНТ и некоторых музыкальных каналах,— говорит гендиректор агентства Media Wise Татьяна Елисеева.— Думаю что пиковый рост рекламного рынка придется на второе полу годие и по итогам 2005 года темпы роста всего рынка составят 33-34%».
Российский рекламный рынок в 2004-2005 годах | |||
Сегмент Объем в Объем в рынка январе-июне январе-июне 2004года ($ млн) 2005 года ($ млн) | Прирост(%) | ||
Телевидение | 720-730 | 960-970 | 33 |
Радио | 85-90 | 110-115 | 28 |
Печатные СМИ | 525-535 | 610-620 | 16 |
В том числе: | |||
газеты | 110-120 | 135-145 | 23 |
журналы | 195-205 | 255-265 | 29 |
рекламные издания | 210-220 | 210-220 | -1 |
Наружная реклама | 300-310 | 410 - 420 | 35 |
Прочие носители | 18-20 | 30 | 58 |
В том числе: | |||
интернет | 12 | 20 | 67 |
Итого | 1650-1680 | 2120-2150 | 28 |
Источник: Ассоциация коммуникационных агентств России. |
Источник: "Коммерсантъ"