По действующему российскому законодательству, монополизацией в настоящее время считается контроль на 35% рынка. До сих пор ФАС ограничивалось антимонопольным надзором над рынком рекламы в целом. Теперь же, по словам заместителя руководителя ФАС Андрея Кашеварова, ситуация на рынке требует нового подхода. В частности, необходимо решить – нужно ли разбивать рекламный рынок на сегменты (наружка, электронные СМИ, к которым относится теле- и радиореклама, и печатные СМИ) или измерять рынок целиком.
«Пока в нашем активе находятся данные анализа рынка 2000 года, в которых никакого разделения по сегментам не было, — заявил г-н Кашеваров на заседании Экспертного Совета 15 августа. — Однако даже поверхностный взгляд позволяет предположить, что российский рынок очень четко фрагментирован по части игроков в том или ином сегменте. Кроме того, у нас слабо представлены мировые корпорации, предоставляющие услуги по распространению рекламы. Данный шаг - в основном инициатива рынка, который хочет структурировать правила игры в части услуг по распространению рекламы». По словам чиновника, в сентябре будет проведен тендер по выбору методики исследования рекламного рынка.
Корреспонденты Media-online получили комментарий заместителя руководителя ФАС Андрея Кашеварова о методике анализа рынка и о том, как эта ситуация отразится на развитии рекламной индустрии в целом.
- Вслед за сообщением «Видео Интернешнл» о поднятии цен на телерекламу с подобным заявлением выступил и второй крупнейший селлер на этом рынке – «НТВ-Медиа». Рассматривает ли ФАС в связи с этим версию о картельном сговоре медиа-селлеров с целью увеличения цен на всем рынке телевизионной рекламы?
- По первичным признакам, конечно, это очень похоже на картельное соглашение. Однако, чтобы однозначно ответить на этот вопрос, нужно сначала исследовать рынок, выработать методику оценки. Благодаря анализу возможно будет определить, можно ли отнести его к соглашению или согласованным действиям.
Все зависит от доли игрока и от того, считать ли электронные СМИ отдельным сегментом или лишь частью общего рекламного рынка.
Я могу сказать, например, что сейчас News Outdoor планирует купить до 70% конструкций в Нижнем Новгороде. 70% от чего – рублей, точек, квадратов? Налог взимается с квадратных метров. А как считать сам рынок outdoor в нашем случае? Все это, конечно, можно посчитать по отдельности, но нужна методика исследований.
Наши намерения во многом инициированы самим рынком и его участниками. Если раньше сигналы о монополизации с рынка практически не поступали, то в последнее время поднялась мощная волна недовольства - о монополизации одновременно заговорили игроки рынка наружной и телерекламы.
Это нормальное состояние любого регулятора в рамках рыночной экономики – если на рынке ничего не происходит, то и вмешиваться туда не надо. А если на рынке происходит что-то не то, и рынок этим возмущен – тогда требуется вмешательство. Мы все время говорим о саморегулировании.
- Вы заявили на заседании, что первые результаты исследования будут известны уже в сентябре. Как это возможно, когда еще не выбрана даже методика исследования?
- Я говорил о том, что к сентябрю будет собрана только первичная информация о телеканалах. Но, поскольку на рынке началось бурное обсуждение этой темы, мы решили никого ни к чему не принуждать, а детально аргументировать нашу позицию и провести комплексное, глубокое исследование. Поскольку появились диаметрально противоположные точки зрения и определенные группировки по убеждениям, нам потребуется какое-то дополнительное время, чтобы понять объективную картину – либо подтвердить свои изначальные тезисы, либо прийти к какой-то иной точке зрения, которая бы чем-нибудь подтверждалась.
- Российский рынок сейчас очень быстро растет: 30% в год – весьма убедительные показатели для любого развитого западного рынка рекламы. Не опасается ли ФАС того, что в случае, если к кому-то из монополистов будут применены ограничительные меры, это может негативно отразиться на развитии рынка в целом?
- Емкость рекламного рынка от введения ограничительных мер не изменится, так как её определяют сами рекламодатели. В СССР на рекламу тратилось в лучшем случае 2% от себестоимости, в условиях же рыночной экономики затраты на рекламу часто превышают 30%. Если рекламодатели готовы платить за рекламу – они и будут за нее платить, и неважно, какая компания предоставит им эти услуги. Другими словами, мы говорим о рынке распространения рекламы, о тех организациях, которые предоставляют услуги по размещению рекламы в прессе, на телевидении и т.д. Поэтому гипотетическое введение ограничительных мер может повлиять на поведение игроков рынка, но никак не повлияет на его развитие.
- Учитываете ли Вы мнение непосредственно рекламных агентств – креативных и медиа структур – в оценке монополизации рынка?
- Безусловно. Если говорить о методике самого исследования рынка, оно будет происходить в два этапа: на первом этапе будет проводиться опрос экспертов и сбор данных по рынку; на втором, после сбора всей информации, - ее глубокий анализ. Примерно то же самое мы делали в случае с исследованием рынка потребкредитования, в результате которого мы совместно с Центральным Банком выработали рекомендации по стандартам раскрытия информации. Другими словами, это закономерный эволюционный процесс развития, «диспансеризация».
Источник: Медиа-онлайн