На очередном заседании столичного правительства принята «Городская целевая программа развития наружной рекламы, информации и оформления города Москвы на 2005–2007 годы».
По словам мэра Юрия Лужкова, это пока не более чем «базисная заготовка», требующая еще «серьезной доработки». Однако во время обсуждения программы было высказано несколько весьма важных и злободневных замечаний. Как заявил столичный глава, необходимо снизить концентрацию рекламы в столице. Да и вообще сделать «более понятными и логичными» сами принципы размещения рекламы. Правда, почему-то речь шла только о центре города. При этом, однако, мэр сделал реверанс в сторону рекламодателей и рекламопроизводителей, оговорившись, что реклама, конечно же, серьезный, очень важный и весьма полезный элемент, без которого «город уже смотрится как-то не так».
Вместе с тем столица, сверх меры обвешанная и обставленная разнообразными по уровню чувства юмора и сексапильности плакатами и бигбордами, уже давно «какая-то не такая». Порой возникает нереальное ощущение перманентной рекламной паузы. Причем довольно навязчивой. За нее, пожалуй, впору приплачивать москвичам, вынужденным созерцать сей «продукт».
При этом все понимают, что одна из основных функций рекламы — помогать потребителю четко ориентироваться в море товаров и услуг — все больше и больше сходит на нет. Сейчас практически ни в одном рекламном ролике или на бигборде нет никаких нужных сведений о реальном свойстве (качестве, цене, сравнительных характеристиках и т.д.) товара или услуги. У рекламодателя все подчинено единственной цели — любыми путями и способами «втюрить» продукт потенциальному «рекламовзятелю».
Бороться есть за что. Недаром по суммарной величине бюджета, израсходованного рекламодателями в прошлом году (а это около 4 миллиардов долларов), Россия вышла на первое место в Восточной Европе и на седьмое в Европе в целом, войдя в число пятнадцати стран — лидеров мирового рекламного рынка.
Принято считать, что реклама — неотъемлемая часть свободного рынка, неуклонно завоевывающая квадратные метры городов и прайм-таймовские минуты теле- и радиоэфира. Но, например, в Швейцарии на улицах вообще нет бигбордов, а на немногочисленных рекламных стендах размером с обычную газетную полосу красуется два-три объявления А-4. Что же касается телерекламы, то в Польше она никогда не «рвет» художественные фильмы… Мир многолик как в своих положительных, так и отрицательных проявлениях. Однако мы почему-то гораздо больше склонны к последним. Или, скорее, просто нас к ним склоняют. Потому что так проще. И выгоднее.
На упомянутом нами заседании московского правительства Юрий Лужков с сожалением сообщил, что ему уже сейчас приходится «с огромным трудом проталкивать» размещение рекламы столичных производственных предприятий, «которые хотят рассказать о своей продукции москвичам». В связи с этим мэр намерен увеличить долю города на рекламном рынке столицы. «Социальная, природоохранная реклама и реклама отечественной продукции очень слабо поставлены. Это говорит о том, что доли города в соглашениях с рекламщиками мизерны, — заявил мэр. — Их нужно изменить в сторону увеличения права города на размещение гораздо более полезных для москвичей сообщений». Это уже к вопросу об основном предназначении рекламы.
А вот в соседней Беларуси социальной и природоохранной рекламы на улицах городов и экранах телевизоров несоизмеримо больше. Несмотря на явную несоизмеримость бюджетов как государств, так и телекомпаний. Может, поэтому чистота и ухоженность проспектов и переулков у соседей, что называется, на европейском уровне?
Кстати, здесь же столичный глава резко высказался и о новой редакции закона о рекламе, который в апреле был принят Госдумой в первом чтении. «Мы получим закон, который не будет работать на баланс интересов города», — заявил Юрий Лужков, упрекнув своих подчиненных, что над документом работают «мощные лоббисты, а не вы, кто реализует баланс интересов». А в итоге, считает он, с таким законом столица получит «сокращение социальной рекламы, увеличение рекламы алкоголя и игорного бизнеса…»
Последнее сегодня не менее злободневно. Впрочем, на критику столичного мэра уже ответили его соратники по партии «Единая Россия». Так, депутат Владимир Мединский, один из авторов новой редакции законопроекта «О рекламе», представляя его на первом чтении в Госдуме, в частности, особо отметил задачи, которые призван решить закон. Среди них, помимо всего прочего, и пресечение «уловок, к которым прибегают недобросовестные рекламодатели, пытающиеся завуалировать рекламу товаров, реклама которых запрещена либо ограничена». Также депутаты намерены ужесточить нормы, регламентирующие рекламную деятельность, рекламу социально опасных товаров и видов деятельности.
«В частности, для алкоголя, табака, азартных игр и пари полностью запрещается наружная реклама. В рекламе алкоголя, табака, пива запрещено обращаться к несовершеннолетним, при проведении рекламных акций, сопряженных с раздачей образцов продукции, запрещено привлекать несовершеннолетних. Унифицируются, ужесточаются требования к предупредительной надписи о вреде здоровью в результате употребления табака, алкоголя, пива и напитков, изготовленных на его основе. Запрещается рекламировать сопутствующие товары, ассоциирующиеся у потребителя с табаком и сигаретами, — отметил Владимир Мединский. — Вводится запрет на демонстрацию самого процесса курения и потребления спиртных напитков и пива. Вводится также запрет на использование образов людей в белых халатах, дабы рекламопроизводители и рекламодатели не злоупотребляли доверием граждан к медицинским работникам. Большое внимание уделяется защите несовершеннолетних…»
Кстати, большое значение в новой редакции закона придается и рекламе на телевидении. Будет введен и запрет прерывать рекламой спортивные мероприятия (только в перерывах состязания или во время его остановок, исключая не предусмотренные правилами). Также вводятся ограничения на рекламу казино и азартных игр, биологически активных пищевых добавок и детского питания. «Закрываются обходные пути для неисполнения закона, — отметил депутат весьма немаловажную деталь. — Так, например, запрещается рекламировать товар, реклама которого ограничена либо запрещена, под видом рекламы другого товара. После вступления в силу данного закона реклама минеральной воды „Гжелка“, конфет „Флагман“, перчиков „Немирофф“ и других зонтичных брендов будет невозможна».
К слову, тогда же, в апреле, Владимир Мединский говорил и о проблемах наружной рекламы. Причем практически почти то же, что потом сказал Юрий Лужков. «Необходимо сократить объем наружной рекламы, который в мегаполисах давно уже вышел за все мыслимые и немыслимые рамки.Центр Москвы, например, превратился в одну сплошную рекламную вывеску. Рекламные щиты часто устанавливают с нарушением законодательства, не только загрязняя окружающую среду и портя пейзаж, но и порой создавая аварийную обстановку на дорогах, — резко констатировал депутат. — Даже в Московской области мы видим: на основных магистралях щиты иногда устанавливаются чуть ли не каждые 20 метров. Поскольку, как вы понимаете, главная цель рекламы на дороге — привлечь внимание автомобилиста, несложно догадаться, от чего отвлекается внимание участника дорожного движения…»
Что же, уже на осенней сессии Госдума намерена принять рекламный закон в окончательной редакции. Но изменит ли это ситуацию — покажет время (тем более что в самой палате отношение к законопроекту пока неоднозначное). Ведь известно, что голь на выдумку хитра, тем более когда за ней стоят огромные деньги.
Источник: "Парламентская газета"