В этой несколько корявой терминологии, касающейся схем оплаты, и заключается основной интерес прогноза. Все вольны продавать рекламу по любой из названных схем, но так уж сложилось в интернете, что pay-per-click в первую очередь ассоциируется сейчас с контекстной и поисковой рекламой, а pay-per-view - с медийной.
Крупным информационным проектам неинтересно продавать свои рекламные места только за клики. Они могут заработать гораздо больше, размещая имиджевую рекламу, и получать деньги за каждую тысячу показов баннера. Крупным рекламодателям тоже далеко не всегда важны переходы на сайт. Им надо получить большой охват аудитории, повысить узнаваемость марки и т. д. и т. п. Другое дело, что существуют средние и небольшие компании с маленькими бюджетами, которым не по силам оплачивать имиджевые размещения, да не очень-то и хотелось. Их главная задача - непосредственно повышать продажи своих товаров и услуг, для чего и используется товарная реклама в системах контекстной и поисковой рекламы.
По крайней мере, таковы стереотипы. В жизни все, конечно, совсем по-другому. Крупные корпорации скупают в промышленных масштабах контекстную рекламу, небольшие фирмы проводят имиджевые кампании, хоть и без большого размаха. Кроме того, рекламу с оплатой за клики уже давно пытаются использоваться для "бюджетного брэндинга".
Но все это сути дела не меняет. И когда Jupiter Research пишет, что через пять лет рекламодатели будут тратить "на клики" больше, чем "на показы", это значит две вещи. Во-первых, присутствие малого и среднего бизнеса в интернет-рекламе значительно увеличится. Одновременно увеличатся и его траты на рекламу. Во-вторых, прогноз Jupiter Research значит, что крупные рекламодатели тоже повысят свой интерес к рекламе с оплатой за клики. Процесс этот идет уже сейчас, и, возможно, большим информационным проектам придется отвечать требованиям времени и так или иначе размещать рекламу в том числе и за клики. Хотя полностью от схемы pay-per-view они, конечно, не откажутся. Да и "стандартная" имиджевая реклама никуда уж точно не денется.
Самое же занятное во всем этом - российские реалии. Алексей Басов из "Бегуна" считает, что при текущей динамике "в 2007 году оборот всех типов контекстной рекламы (которая сейчас, по его оценке, занимает 30% рынка) определенно сравняется либо даже обгонит рынок медийной рекламы в интернете. В "Яндексе" конкретных дат не называют, но Михаил Ушаков, руководитель пресс-службы "Яндекса", уверен: скорее всего в России на контекстную рекламу будут тратить больше, чем на медийную, "гораздо раньше 2010 года".
На фоне постоянных разговоров, что средний и малый бизнес недостаточно развит в нашей стране по сравнению с теми же США, эти данные выглядят довольно занятно. Получается, что бизнес, продвигаемый в интернете, в России несколько отличается от бизнеса в целом по стране. Что, в принципе, закономерно: при общем проникновении интернета порядка 13-15% по РФ, аудитория рунета, естественно, лишена значительного "портретного" сходства с остальным населением. Впрочем, портрет типичного гражданина с каждым годом меняется.
Источник: газета "Бизнес"