Рынок рекламы растет. Его движущая сила — развивающиеся страны

Ближайшие несколько лет сулят мировому рынку рекламы стабильный рост в районе 5-6% в год — таков прогноз агентства ZenithOptimedia, входящего в группу Publicis. Как показывают цифры ежеквартального доклада агентства, основным двигателем этого роста остается американский рекламный рынок, но все большую роль начинают играть и развивающиеся рынки.

По прогнозам ZenithOptimedia, в 2005 г. расход на рекламу во всем мире вырастут на 4,8%, в 2006 г. — на 5,9%, в 2007 г. — на 5,7% и в 2008 г. — на 6%. К 2008 г. общие расходы составят уже $479 млрд по сравнению с $385 млрд в 2004 г.

Крупнейшим рекламным рынком мира остаются США — эта страна обеспечит 41-43% прироста объема рынка рекламы за период 2004-2008 гг. и треть общих расходов на рекламу. На развивающиеся страны, в том числе Бразилию, Россию, Индию, Индонезию и Китай, приходится всего 6-10% мирового оборота, но зато они входят в восьмерку стран, показавших наиболее значительный рост. В 2004-2008 гг. на эти страны, по прогнозам, придется 26% от общего роста, тогда как на пять развитых европейских стран — Соединенное Королевство, Германию, Францию, Италию и Испанию — всего 11%, а их доля мирового рекламного рынка за тот же период понизится с 19% до 17%. По расчетам агентства, в России в 2004 г. на рекламу было потрачено $3,855 млрд, в этом году расходы рекламодателей вырастут до $4,89 млрд, а в 2008 г. составят уже $9,2 млрд. А доля России на мировом рынке за рассматриваемое четырехлетие удвоится — с 1% до 2%.

Информация ZenithOptimedia не расходится с данными российских экспертов. Российская ассоциация рекламных агентств (АКАР) оценивает затраты на рекламу в России за первое полугодие 2005 г. в $2,1 млрд — это 28%-ный рост к тому же периоду 2004 г. По расчетам экспертов агентства MediaWise, входящего в группу BBDO Russia, рекламный рынок по итогам года вырастет до $5 млрд, поскольку на второе полугодие обычно приходится 60% годовых затрат. Тогда годовое увеличение объема рынка достигнет 30%. А к 2008 г. расходы рекламодателей составят по существующей системе расчетов АКАР $8,5 млрд, оценивают эксперты MediaWise. В этом случае рекламные затраты будут формировать 1% официально прогнозируемого ВВП — это уже уровень развитых стран. В 2004 г. рекламный рынок России равнялся 0,7% ВВП.

“Это естественная динамика для страны с бурно развивающимся потребительским сектором”, — говорит эксперт ZenithOptimedia Адам Смит. Вице-президент АКАР Владимир Евстафьев среди предпосылок роста рынка перечисляет экономическую стабильность, приток иностранных инвестиций и стремительный рост рекламных расходов российских участников рынка, в том числе торговых сетей и телекоммуникационных компаний. Причем две первые причины роста отчасти породили третью, вызвав медиаинфляцию. Российские цены на телерекламу приближаются к общемировым, отмечает Евстафьев.

ZenithOptimedia прогнозирует заметный рост в секторе интернет-рекламы — с 4,6% до 6,4% за 2004-2008 гг. В итоге на него придется 17% общего роста рынка, и сетевая реклама достигнет $15,8 млрд в год. Причем это консервативная оценка, отмечают эксперты агентства, как правило, ее приходится пересматривать в сторону повышения. Что касается абсолютных цифр, интернет-реклама в мире уже приближается к показателям журнального сектора, сказано в исследовании. По данным АКАР, в нашей стране интернет-реклама сейчас растет самыми высокими темпами — за первое полугодие этот рынок увеличился на 67%.

Западные эксперты отмечают и стабильное увеличение расходов рекламодателей на маркетинговые исследования. По подсчетам ZenithOptimedia, уже в этом году доля исследований в общих маркетинговых расходах может вырасти с 6% до 11% и эти темпы сохранятся в 2006-2008 гг.

Источник: "Ведомости"