Рекламный рынок приближается к $6 млрд.

Новый закон "О рекламе" не приведет к замедлению темпов роста российской рекламной индустрии в этом году. К такому выводу пришли эксперты Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), опубликовавшие вчера данные об объеме российского рекламного рынка в первом полугодии 2006 года. За шесть месяцев рост составил 28%, оборот рынка - $2,82-2,85 млрд. Прогнозы АКАР подтверждают и в штаб-квартирах международных рекламных групп: их эксперты уверены, что по итогам года российская рекламная индустрия преодолеет отметку $6 млрд.

Ключевым медианосителем по-прежнему остается телевидение. Причем темпы роста этого сегмента превысили прошлогодние показатели: 35% против 33%. Доходы телеканалов от рекламы за шесть месяцев 2006 года составили $1,43-1,45 млрд. Рост телерекламного рынка, по мнению аналитиков, обусловлен тремя факторами. "В этот 35-процентный рост заложена общеэкономическая инфляция - примерно 11% и укрепление рубля относительно доллара - еще 3-4%, - поясняет Сергей Веселов, руководитель отдела маркетинговых исследований аналитического центра "Видео Интернешнл", член экспертного совета АКАР. - Однако основной причиной стало подорожание телерекламы".

Неожиданно высокие темпы роста продемонстрировала наружная реклама. По данным АКАР, оборот этого рынка вырос на 29%, до $460-470 млн. Как и в случае с телевидением, в качестве основной причины роста эксперты компании "ЭСПАР-Аналитик" называют медиаинфляцию.

Тройку основных медианосителей по объемам рекламы замыкают печатные СМИ. Они продемонстрировали в первом полугодии лишь 14-процентный прирост, достигнув оборота в $700-720 млн. "Пока рекламодатель экономит на рекламе в журналах", - признается председатель совета директоров ИД АФС Виктор Шкулев. Среди газет, по его словам, наиболее востребованы сегодня у рекламодателей еженедельники, а для ежедневных изданий характерно снижение рекламных доходов.

Самые впечатляющие темпы роста показывают новые СМИ. Так, сегмент рекламы в интернете вырос на 80%, а кинотеатры и прочие носители, к которым АКАР причисляет, в частности, рекламные мониторы в супермаркетах, увеличили свой оборот на 50%. Правда, в абсолютных цифрах обороты этих секторов рекламной индустрии остаются незначительными - $45 млн и $15 млн соответственно. Участники рынка, в частности, признают, что интерес к интернет-рекламе со стороны крупнейших рекламодателей невысок. "Должно пройти несколько лет, прежде чем крупный рекламодатель начнет рассматривать сеть как незаменимый рекламоноситель", - констатирует гендиректор агентства Optimum Media Buying Николай Ануфриев.

Эксперты и участники рынка уверены, что, несмотря на вступление в силу с 1 июля нового закона "О рекламе", серьезно сократившего объемы рекламы на ТВ, во второй половине года рекламный рынок сохранит темпы роста, показанные в первом полугодии. "Сегодня, после перезаключения контрактов с рекламодателями, можно уверенно говорить о том, что никто из них не сократил свои бюджеты на ТВ", - говорит Сергей Веселов из аналитического центра "Видео Интернешнл". С ним соглашаются и медиаагентства, закупающие рекламный эфир. Николай Ануфриев отмечает, что "большинство рекламодателей увеличивает затраты на телерекламу". "Поскольку, несмотря на 20-процентный рост цен, телевидение все равно остается самым дешевым медиа по стоимости одного контакта, многие из наших клиентов сохранили свой уровень присутствия на ТВ либо даже увеличили бюджеты", - рассказывает заместитель гендиректора группы Aegis Media/OKS Андрей Брайович.

По мнению аналитиков АКАР, к концу 2006 года объем российского рекламного рынка превысит $6 млрд. Прогнозы АКАР совпадают с оценками, которые делают международные рекламные группы. Так, согласно мартовскому прогнозу Ad Barometer (проект сети OMD и французской компании Interdeco), в 2006 году общие расходы на рекламу в России превысят $6,118 млрд. В опубликованном на прошлой неделе отчете компании Group M (входит в WPP Group) указывается цифра $6,24 млрд. Наконец, агентство ZenithOptimedia в своем июньском прогнозе оценивает обороты российской рекламной индустрии в этом году в $6,55 млрд.

Источник: Коммерсантъ, 02.08.2006