PR-ом России займется новая госкорпорация

Минэкономразвития придумало, как улучшить инвестиционный имидж России, а доверить это дело предлагает госкорпорации. Ее единственная задача — масштабный пиар страны по всему миру.

Пока имидж России в глазах потенциальных инвесторов хуже ее инвестиционного климата, пишет ведомство в «Программе улучшения инвестиционного имиджа России за рубежом» (направлена в правительство). Работающие здесь инвесторы знают: прибыльность инвестиций здесь выше средней, потенциал высок, а риски — не очень. А вот потенциальные инвесторы думают, что все наоборот, показал в 2006 г. опрос Консультативного совета по иностранным инвестициям при правительстве. Госкорпорация, надеется Минэкономразвития, все исправит.

Каждый $1 маркетинговых расходов может принести $4 чистой прибыли, подсчитало министерство. В Ирландии за 12 лет функционирования Агентства по индустриальному развитию (привлекает инвестиции) их объем возрос с $1 млрд до $25 млрд. Во 14 странах, чей опыт проанализировали чиновники, такие агентства созданы при участии государства, а в восьми — работают только за госсчет. Должен помогать и бизнес, считает замминистра экономразвития Кирилл Андросов (стоимость всего проекта, сказал он, не подсчитана). Таиланд и Чехия тратят на промоушн $12-13 млн в год, а Британия — $700 млн.

Чиновники собираются не пропускать выставки, ярмарки, семинары за границей, организовывать поездки зарубежных бизнесменов по российским регионам, распространять позитивную информацию о России.

План «информационной экспансии» разработан с учетом специфики 33 стран. В Бразилии недостаточно информированы об экспортных возможностях России, там надо рекламировать передовые российские товары. В Германии помогут выступления «видных российских юристов, деятелей науки и культуры». А в Дании следует регулярно публиковать материалы об «успешной деятельности крупного датского металлургического предприятия с российским капиталом — Dan Steel». Только в Британии улучшить имидж России нельзя «без решения системных проблем» (переход на МСФО, улучшение корпоративного управления).

Будут призваны и компании: «Газпрому», «Лукойлу» и «Татнефти» будет рекомендовано осуществить в Иране «ряд общественных благотворительных акций» (гранты студентам, бесплатные курсы русского языка).

Почти везде планируются размещение статей в местных СМИ и организация пресс-туров для журналистов. А через информагентства будут размещать в иностранных СМИ больше позитивных сообщений о России.

«Лучше бы дали нормальный доступ в Кремль и правительство», — советует главный редактор русской службы Reuters Анастасия Онегина. «РИА Новости» порадовалось бы круглым столам с чиновниками, оперативным комментариям, добавляет замгендиректора агентства Валерий Левченко. Сотрудники «Интерфакса», прочитав концепцию, от комментариев отказались.

В семи случаях из 10 просьбы о встрече с чиновниками встречают отказ, сетует экономист Merrill Lynch Юлия Цепляева. Чтобы инвестору встретиться с министром, надо искать связи на уровне экс-министров, говорит она.

Инвесторы за рубежом получают совершенно разные сигналы из России, говорит управляющий директор West Bridge Consulting Мартин Смит. Отдельные министры контактируют с инвесторами, но этот эффект перекрывается новогодними отключениями газа, беспокоящими Европу, говорит он. Стивен Лок, региональный директор MMD, оценил стоимость кампании только в США в $2 млн. А Смит полагает, что вся кампания может стоить России $200-300 млн.

Источник: Газета "Ведомости"

11.10.07