В Евросоюзе ввели запрет на нечестные рекламные ходы

Известно, что в России реклама товара ограничивается фантазией рекламщика и бюджетом заказчика. И закон нам хоть и указ, но относительный.

Запретили рекламировать водку - будем крутить ролик кристальной родниковой воды с тем же названием. А вот в Европе теперь введен "черный список" безобидных на первый взгляд рекламных уловок. По словам экспертов, эти стандарты скоро "доберутся" и до российских компаний.

На днях в Евросоюзе вступили в силу правила, жестко ограничивающие любителей "впарить" покупателю ненужные ему вещи. "Потребителей обманывают при помощи нечестных методов, создается также помеха для конкуренции на рынке, - говорит комиссар ЕС по защите прав потребителей Меглена Кунева. - Торговцам, которые навязывают себя потребителям, терроризируют и обманывают их, на общем европейском рынке нет места".

Громкими заявлениями еврочиновники не ограничились. Они детально описали методы торгового терроризма и составили соответствующий "черный список". Первой в списке нечестных видов рекламы идет реклама с "наживкой". Иными словами компания рекламирует очень дешевый продукт, а когда за ним приходит толпа покупателей, выясняется, что на всех его не хватило. Тогда чтобы не расстраивать людей заботливый продавец предлагает им аналогичный товар. Правда, стоит он значительно дороже, но ведь лучше немного переплатить, чем просто так проездить туда-обратно. И клиент на такую уловку быстро соглашается, особенно, если товар ему действительно необходим.

В России такой прием вовсю используется авиакомпаниями, активно рекламирующими билеты со скидкой, которых на деле оказывается не более 10 штук, а также магазинами бытовой техники. Впрочем, подгонять потребителя рассказами о том, что товар ограничен и доступен только в течение короткого времени, тоже теперь нельзя. Считается, что таким образом, среднестатистический европеец не получает необходимого времени на раздумье.

Не менее коварным в ЕС посчитали предложение магазинами "бесплатных товаров". Зайдите практически в любой интернет-магазин парфюмерии и косметики и вы увидите, что пробники новых образцов отдают даром! "Вам придется оплатить лишь доставку!" - умиляются своей щедростью порталы, а вместе с ними и покупатель, искренне верящий, что набрел на "халяву". Но это в России. В Европе подобные "благотворительные" лавочки теперь прикроют.

Не менее важным стал запрет создавать рекламу, направленную на детей. "Речь идет не об ограничении детской рекламы, - пояснил вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России(АКАР) Владимир Евстафьев. - Запрет касается тех случаев, когда, пытаясь продать товар для взрослого, воздействуют на него через ребенка". Из российских примеров эксперт вспомнил недавнюю рекламную кампанию ЦУМа, которая навязывала ребенку мысль о том, что, кто не в "Гуччи" и "Прада", тот лох. Как мы смогли убедиться, данный метод не приемлет и наше законодательство.

Не одобрили чиновники ЕС и систему выдачи призов при покупке. При этом под запрет попали не все подарки, а лишь те, за которые покупателю предлагают или заплатить, или покрыть какие-либо издержки, связанные с их получением. Помимо призов изготовителям и продавцам товаров нельзя использовать для пиара заказные статьи без указания, что данный материал является рекламным. Удар будет нанесен и по хитрецам, которые, выполняя свои стандартные обязанности перед покупателем, рекламировали их как некое особое расположение к нему.

Несладко придется распространителям бальзамов от облысения и таблеток для похудания. Отныне они не имеют права врать потребителю о лечебном действии препаратов. Также защитники прав потребителей пообещали оградить население от финансовых пирамид и их рекламы.

Некоторые пункты списка выглядят так, будто призваны защищать от рекламы маленьких детей. Впрочем, по словам специалистов, агрессивный характер всевозможных пиар-кампаний сделал даже взрослых европейских потребителей абсолютно беззащитными и ограниченными в праве выбора. "Приходится принимать жесткие ограничения, чтобы у человека появилась хоть какая-то возможность разобраться в своих желаниях", - говорит Евстафьев.

Ольга Горелик

Источник: Финансовые известия

18.12.07