Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы и Ассоциация Коммуникационных Агентств России проводят мероприятия, посвященные юбилею российской рекламы.
Первым человеком в Российской империи, открывшим контору рекламных объявлений, оказался чех Людвиг Метцль. Благодаря этому российская периодическая печать получила новый источник дохода, в разы превышавший доход от подписки.
Дом 22 на Мясницкой улице в день открытия на нем мемориальной доски Людвигу Метцлю найти было легко: здесь до начала мероприятия собрались журналисты и телевизионщики из многочисленных СМИ.
В назначенное время появились главные действующие лица мероприятия: председатель Комитета рекламы, информации и оформления города Москвы Владимир МАКАРОВ и президент Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР) Сергей ПИСКАРЕВ. Наконец материя, закрывавшая мемориальную доску, была снята. Журналисты атаковали организаторов мероприятия вопросами.
- В нынешнем году мы отмечаем 130-летие со дня создания "Центральной конторы объявлений Людвига Метцля", которой сегодняшние рекламисты обязаны всемирно известным слоганом - "Объявление есть двигатель торговли" и которая стала прототипом современного полносервисного агентства, - сказал Владимир Макаров. - В рамках этого события проходят крупномасштабные профессиональные и развлекательные мероприятия, в которых участвуют ведущие представители рекламной индустрии и СМИ из России, Европы и США, а также члены правительства Москвы и Российской Федерации, Государственной Думы РФ и других органов власти. Это будет крупнейшим событием рекламной индустрии в истории России.
По словам Владимира Петровича, реклама - это сервисная область экономики, и они взаимосвязаны. Сейчас идет рост экономики РФ - соответственно, идет рост рекламы, и они помогают друг другу. Особенное влияние эти процессы оказывают на рост потребительского сектора экономики.
- Открытие мемориальной доски Метцлю - это очень важное событие, - подчеркнул Макаров. - Пока еще нигде в Европе не был установлен памятный знак рекламному агентству.
- Инициаторами открытия доски выступили совместно Комитет рекламы и АКАР, мемориальная доска установлена на наши средства, - ответил на вопросы журналистов Сергей Пискарев. - Конечно, это не такие уж большие затраты... Важно другое. Это дань памяти человеку, который заложил основы рекламной индустрии в России. Метцль занимался не только приемом рекламы, но и подпиской на российские газеты, а также выступал в роли издателя, пробовал себя в журналистике.
...Как рассказал журналистам советник президента АКАР Вячеслав Черняховский, Людвиг Метцль родился в 1854 году в Праге (тогда это была столица Богемии). В ранней молодости вместе с братом Эрнестом он перебрался в Россию, где и затеял невиданный в то время в Российской империи бизнес. Его контора принимала и размещала в тогдашних СМИ объявления - от коммерческих до частных.
Братья Метцль познакомили Россию и с такими новинками, как бесплатная читальня, где каждый посетитель мог ознакомиться с русской и иностранной периодикой, а также своего рода пресс-центр для газетчиков. Людвиг Метцль и сам много писал в финансовые газеты и журналы, пробовал себя в роли издателя. Но главным для братьев Метцль, конечно, оставался рекламный бизнес.
Первое время контора работала только на провинциальную прессу, но уже вскоре монополизировала газетно-журнальный рынок обеих столиц империи. В 1891 году она была преобразована в товарищество "Торговый дом Л. и Э. Метцль и Ко", превратившись в транснациональную корпорацию, имевшую отделения не только в обеих столицах и многих крупных городах Российской империи, но также и в Варшаве, Париже, Берлине, Нью-Йорке, Бостоне, Буффало и других центрах за рубежом. В 1901 - 1902 годах фирма братьев Метцль добилась и своего первого эксклюзива на внешних рынках, получив исключительное право размещения российской рекламы во всех ведущих газетах соседней Персии. А к концу своей деятельности в 1917 году - во всех ведущих мировых СМИ.
В Санкт-Петербурге и Москве действовало в то время около 60 рекламных агентств (кроме "конторы" Метцля). Например, в белокаменной было рекламное агентство, которое принадлежало знаменитому москвоведу, писателю Гиляровскому. Еще одно агентство выкупило право размещать рекламу на всех железнодорожных станциях державы. Это было очень выгодно, так как Россия была второй в мире страной после Америки по протяженности железных дорог. Была и такая контора, которая выкупила право размещать рекламу на бортах трамваев и на афишных тумбах.
...Историкам неизвестно, кто из братьев Метцль умер первым, но само "Российское акционерное общество объявлений", кем бы из них оно к тому времени ни возглавлялось, благополучно дожило до октября 1917 года.
Конец конторе Метцля, как и всей российской рекламе в целом, положил подписанный Владимиром Лениным сразу после революции указ "О введении государственной монополии на объявления". Ведь именно реклама была основным источником финансирования газет оппозиционных политических партий (например, эсеров, либералов). Однако через несколько лет - во времена НЭПа - реклама ненадолго возродилась вместе с коммерческой торговлей. Ее делали те, кто учился ее делать еще до революции.
Чем же Людвиг Метцль обогатил российский рекламный рынок? Прежде всего новым качеством рекламы, которую стали готовить не сами рекламодатели (как это было до Метцля), а профессионалы. В ту пору их, разумеется, не называли креаторами или копирайтерами, но по сути первые кадры отечественного рекламного бизнеса вышли из "Конторы объявлений" Метцля.
Коммерческую выгоду от нововведения получали не только издатели и типографии по всей России, но и региональный бизнес. С появлением рекламы в провинции там сразу же оживлялась торговля и предпринимательская деятельность.
Источник: Московская правда
07.10.08