На прошлой неделе возле метро "Белорусская" промоутеры в зеленых фартуках раздавали рекламные листовки. Вполне привычная картина - вот только рекламировались не средство от похмелья и не ближайшая забегаловка, а депозиты ОТП Банка, принадлежащего одной из крупнейших восточноевропейских финансовых групп OTP. Кризис заставляет искать новые способы контакта с аудиторией и сокращать старые. Традиционные медиа спешно готовятся к будущему снижению доходов.
Насколько серьезным оно окажется, никто не знает. Обычно крупные рекламные контракты на следующий год заключаются уже в ноябре-декабре, но сейчас этот механизм дал сбой. Стоят продажи телерекламы - рекламодатели тянут с принятием бюджета на следующий год, поджидая, когда же телеканалы прогнутся и снизят цены. Не торопится с рекламным бюджетом и Procter & Gamble, крупнейший в России рекламодатель: в компании считают, что из-за уменьшения спроса возможна коррекция цен. То же и с прессой: сейчас существует только предложение со стороны издательских домов - и полное молчание со стороны рекламодателей, описывает ситуацию представитель Bosco di Ciliegi.
Дело не только в неопределенности с ценами:
невозможно предсказать даже объем бизнеса на следующий год. "Не исключено,
что мы примем бюджет в январе, - говорит президент "Пепси Боттлинг
Груп" Алексей Мехоношин. - В экономике большая волатильность, строить
прогнозы на
Дождутся ли рекламодатели того, чего хотят? Интернет пестрит мрачными прогнозами сокращения рекламы чуть не вдвое, многие сравнивают ситуацию с 1998-1999 гг., когда рынок упал почти на 60% - в основном за счет прессы и ТВ. Но сравнивать тот кризис с нынешним не стоит.
ГЛАВНЫЙ НОСИТЕЛЬ
Скорость, с которой рос до недавнего времени российский рекламный рынок, могла разжечь аппетит даже у самого осторожного инвестора: не ниже 24% в год на протяжении последних пяти лет. На этой благодатной почве ежегодно стартовали десятки изданий, теле- и радиопроектов.
Сейчас аналитики сдержанны в прогнозах: банк
Credit Suisse в своем октябрьском отчете предсказал 10-процентное сокращение
рынка в
Меж тем отток рекламодателей с нетелевизионных
носителей продолжается уже больше двух месяцев. В октябре, по данным TNS Media
Intelligence, реклама в печати упала на 9% (в полосах) по сравнению с тем же
месяцем
ПРИВЕСТИ В ЧУВСТВО
С доходами непонятно - зато над сокращением расходов телеканалы уже работают вполне конкретно. "СТС Медиа" (СТС, "Домашний", ДТВ), РЕН ТВ, НТВ, Первый канал пользуются случаем, чтобы снизить закупочные цены на телеконтент - в среднем на 30%. Ведутся соответствующие переговоры по сериалу "Солдаты" и "Вечеру с Тиграном Кеосаяном", рассказал источник в РЕН ТВ. "Надо было привести в чувство производящую сторону, - объясняет генеральный продюсер "СТС Медиа" Вячеслав Муругов. - Актерские гонорары становились непомерными, так что от иного проекта приходилось отказываться, потому что с ростом популярности он становился нерентабельным".
Снижение расценок уже вынудило продюсерские компании почти вдвое сократить расходы. Никто не рискует затевать что-то новое. Заморозил 70 проектов один из крупнейших производителей сериалов - "Амедиа". "Последние восемь лет все в России хорошо жили на нефтяных испарениях, а вокруг трубы образуется плесень, - иронизирует руководитель дирекции прайм-таймового вещания НТВ Николай Картозия. - Когда я начал делать программу "Максимум", нас было семь человек, сейчас - около 40. Я не предлагаю вернуться к стартапу, но 20 человек вполне могло бы хватить".
Но, похоже, активнее всего избавляется от "плесени" печатная периодика. Вслед за испытывающим трудности РБК порезку костов начали вполне устойчивые ИД. В прошлую пятницу главный редактор "Комсомольской правды" Владимир Сунгоркин признался прямо в эфире "Эха Москвы", что в начале следующего года хочет сократить 15% штата. В ноябре "Проф-Медиа" закрыла отраслевой журнал CFO Russia, ИД "Афиша" объявил о 10-30-процентном (в зависимости от департамента) сокращении сотрудников и слиянии редакций "Афиша-Мир" и путеводителей. Закрылись всего год как запущенные журналы Empire и Car ИД Forward Media Group, принадлежащего Олегу Дерипаске. Чуть раньше сократили около 40 человек (примерно 15% штата) таблоиды "Жизнь" и "Твой день". ИД "Эксперт" собирается к середине декабря урезать зарплаты на 20% - а в некоторых отделах, рассказывают сотрудники, увольнения и сокращения зарплат начались еще месяц назад. В январе выйдет последний номер журнала Gala немецкого ИД Gruner + Jahr, принадлежащего группе Bertelsmann. Издательство Gameland сокращает зарплаты на 10%. Десяток из его многочисленных журналов выйдут в январе-феврале сдвоенными номерами, а их сотрудники отправятся в январе в двухнедельный неоплачиваемый отпуск.
МНИМАЯ БЕЗРАБОТИЦА
По данным HeadHunter, в ноябре в сфере массмедиа на 2,4 резюме соискателей приходилась одна вакансия. "Здоровым для рынка считается индекс 2, так что паниковать не стоит", - успокаивает директор по маркетингу HeadHunter Ольга Бруковская. Ведь рост числа резюме в ноябре объясняется не столько увольнениями, сколько паникой. Руководство молчит о своих планах, сотрудники черпают информацию в СМИ и у коллег - получается испорченный телефон. "В итоге даже работающие медийщики стали активны на рынке труда и ходят на собеседования, создавая конкуренцию настоящим безработным", - резюмирует Бруковская.
Нет худа без добра, считает вице-президент Гильдии издателей периодической печати и советник гендиректора группы "Медиа 3" Василий Гатов: "Зарплаты вышли за все разумные пределы. В деловых и общественно-политических изданиях до последнего времени был очень высокий спрос на журналистов. Вчерашний выпускник сразу просил 50 000 руб., при этом ничего не понимал в работе и к тому же не принимал идей ученичества. Считаю, слава богу, что по этому новому поколению кризис ударит в первую очередь".
Но, возможно, начинающими не ограничится. Все дело в масштабах бедствия. По прогнозу генерального директора ИД "Коммерсант" Демьяна Кудрявцева, уже к концу следующего года количество печатных СМИ сократится на треть. В его издательском доме долго тянули с сокращениями - и все же начали. В газете "Коммерсант" предполагается уменьшить количество полос с 24 до 16. Журнал "Автопилот" перешел с ежемесячного режима на ежеквартальный. Сотрудники ИД говорят, что сокращения уже начались и всего будет уволено примерно 15% штата. Зарплаты оставшимся, правда, урезать не будут. У Independent Media, закрывшего в сентябре журнал Seasons, другая стратегия: штат не сокращают, зато предполагается снижение зарплат. А вот президент ИД Hachette Filipacchi Shkulev (Elle, Maxim и пр.) Виктор Шкулев говорит, что из всех антикризисных мер не намерен прибегать только к сокращению людей и зарплат. "В зависимости от развития кризиса падение рекламы в прессе в следующем году может составить от 5-10% при оптимистическом сценарии до 30% и более при самом плохом", - прогнозирует он. Судя по всему, основных мер экономии, принимаемых СМИ, во втором случае для сохранения прибыли не хватит: в печатной прессе расходы на персонал не превышают половины всех затрат (обычно 30-35%), и даже 20-процентное сокращение зарплат снизит общие расходы не более чем на 10%. Зато тем, кто выживет, оптимизация расходов пригодится после кризиса.
НЕЗАМЕНИМЫХ НЕТ
Главный редактор российского Forbes Максим
Кашулинский считает, что для качественной периодики падение по сборам в
С уходом одних рекламодателей их место займут
другие, надеется Владимир Евстафьев из АКАР. По расчетам Гатова, 40-45% спада
рекламы коммерческих банков могут компенсировать банки государственные и
иностранные. Реклама медицинских услуг, БАДов, скорее всего, покажет рост.
Автосегмент может потерять в
Вот только коррупция наверняка усилится,
пророчит Гатов: "Много рекламы будет продаваться за откаты - такое
процветало в прошлый кризис". Но предсказывать на основе статистики
10-летней давности грядущие катаклизмы игроки не советуют: нынешние медиа по
своему уровню и технологии сбора рекламы не сравнить с прежними.
"Параллели с
08.12.08