Объем российского рекламного рынка в 2009 г. может подрасти на
5%, а может упасть на 17,5%, прогнозирует ZenithOptimedia. Но реклама на радио,
в прессе и наружная реклама упадут при любом раскладе
Неопределенность ситуации на рекламном рынке
заставила московский офис ZenithOptimedia (ZO) опубликовать два прогноза -
оптимистичный и пессимистичный. Рост рынка в этом году в обоих случаях снижен с
22,3% до 19,1% (272,5 млрд руб.). В
2009 г. - по оптимистичному варианту - расходы
на рекламу вырастут на 5% до 286,1 млрд руб., а по пессимистичному - упадут на
17,5% до 224,9 млрд руб. По данным АКАР, за три квартала
2008 г. объем российского
рекламного рынка вырос на 20,8% до 183-185 млрд руб., прогнозов АКАР не делала.
Оба прогноза ZO обещают спад рекламы на радио
(-14% или -40%), наружной рекламы (-2,9% или -26,9%) и рекламы в прессе (-0,7%
или -22,5%). В зависимости от прогноза вырастут либо сократятся расходы на ТВ
(+10,8% или -10%) и интернет (+28,6% или -9,9%). В любом случае доля ТВ и
интернета в расходах на рекламу вырастет. Если в 2007 г. на ТВ приходилось
49,2%, то в 2008 г.
будет 52,3%, а в 2009 г.
- 55-57%. Доля интернета в 2007
г. была 2,5%, в 2008 г. ожидается 3,1%, а в 2009 г. - 3,4-3,7%.
"Телевидение продолжает оставаться самым
дешевым медиа с точки зрения стоимости контакта, а интернет кроме дешевизны
контакта обладает лучшей таргетированностью", - объясняет Лейла Давыдова,
руководитель исследовательского отдела ZenithOptimedia Moscow. Прежде всего
сократятся расходы на дорогую по стоимости контакта рекламу - BTL, кинотеатры,
радио и прессу, согласен вице-президент АКАР Владимир Евстафьев.
Сергей Кожевников, гендиректор "Русской
медиагруппы", ожидает в 2008
г. падение выручки радиостанций холдинга на 10%, а в I
квартале 2009 г.
- на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. У "Медиа
плюс" (сейлс-хауса "Европейской медиа группы") более
оптимистичная оценка - рынок радиорекламы останется в 2008 г. на уровне 2007 г.
Наружная реклама в 2008 г. вырастет на 14%,
считает Андрей Березкин, гендиректор "ЭСПАР-аналитик". На 2009 г. у него тоже два
прогноза: нулевой рост либо падение на 15% (все в денежном выражении).
"Первый квартал 2009 г.
обещает быть провальным, - говорит Березкин. - Большинство крупных операторов
анонсировали снижение цен на размещение". Как сообщили в пресс-службе News
Outdoor, у компании есть три плана, которые будут внедряться в зависимости от
жесткости кризиса. Сейчас оператор ориентируется на прогноз, по которому
расходы на наружную рекламу снизятся на 10-30%. По данным News Outdoor, за 2007
финансовый год (закончился 30 июня 2008 г.) выручка выросла на 28,3% до $385 млн.
Павел Филенков, коммерческий директор ИД
"Коммерсантъ", ожидает, что в 2009 г. расходы на рекламу в прессе по всему
рынку сократятся в среднем на 25%. "Мы рассчитываем свой бюджет на следующий
год исходя из снижения выручки на 30%", - говорит он. Рынок сократится в
основном за счет рекламно-информационных изданий и глянцевых журналов с
небольшими, менее 40 000, тиражами - выручки от их продаж часто не хватает,
чтобы остаться хотя бы в нуле, полагает Александр Ефремов, эксперт
аналитического центра "Видео интернешнл".
* * *
Глобально все пока неплохо
По глобальному прогнозу ZO, мировые затраты на
рекламу в 2008 г.
вырастут на 1,3% до $491,6 млрд, а в 2009 г. упадут на 0,2% до $490,5 млрд. В 2010 г. опять начнется рост
- на 5%.
Источник: Ведомости
09.12.08