Как упадет реклама

 

Объем российского рекламного рынка в 2009 г. может подрасти на 5%, а может упасть на 17,5%, прогнозирует ZenithOptimedia. Но реклама на радио, в прессе и наружная реклама упадут при любом раскладе

Неопределенность ситуации на рекламном рынке заставила московский офис ZenithOptimedia (ZO) опубликовать два прогноза - оптимистичный и пессимистичный. Рост рынка в этом году в обоих случаях снижен с 22,3% до 19,1% (272,5 млрд руб.). В 2009 г. - по оптимистичному варианту - расходы на рекламу вырастут на 5% до 286,1 млрд руб., а по пессимистичному - упадут на 17,5% до 224,9 млрд руб. По данным АКАР, за три квартала 2008 г. объем российского рекламного рынка вырос на 20,8% до 183-185 млрд руб., прогнозов АКАР не делала.

Оба прогноза ZO обещают спад рекламы на радио (-14% или -40%), наружной рекламы (-2,9% или -26,9%) и рекламы в прессе (-0,7% или -22,5%). В зависимости от прогноза вырастут либо сократятся расходы на ТВ (+10,8% или -10%) и интернет (+28,6% или -9,9%). В любом случае доля ТВ и интернета в расходах на рекламу вырастет. Если в 2007 г. на ТВ приходилось 49,2%, то в 2008 г. будет 52,3%, а в 2009 г. - 55-57%. Доля интернета в 2007 г. была 2,5%, в 2008 г. ожидается 3,1%, а в 2009 г. - 3,4-3,7%.

"Телевидение продолжает оставаться самым дешевым медиа с точки зрения стоимости контакта, а интернет кроме дешевизны контакта обладает лучшей таргетированностью", - объясняет Лейла Давыдова, руководитель исследовательского отдела ZenithOptimedia Moscow. Прежде всего сократятся расходы на дорогую по стоимости контакта рекламу - BTL, кинотеатры, радио и прессу, согласен вице-президент АКАР Владимир Евстафьев.

Сергей Кожевников, гендиректор "Русской медиагруппы", ожидает в 2008 г. падение выручки радиостанций холдинга на 10%, а в I квартале 2009 г. - на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. У "Медиа плюс" (сейлс-хауса "Европейской медиа группы") более оптимистичная оценка - рынок радиорекламы останется в 2008 г. на уровне 2007 г.

Наружная реклама в 2008 г. вырастет на 14%, считает Андрей Березкин, гендиректор "ЭСПАР-аналитик". На 2009 г. у него тоже два прогноза: нулевой рост либо падение на 15% (все в денежном выражении). "Первый квартал 2009 г. обещает быть провальным, - говорит Березкин. - Большинство крупных операторов анонсировали снижение цен на размещение". Как сообщили в пресс-службе News Outdoor, у компании есть три плана, которые будут внедряться в зависимости от жесткости кризиса. Сейчас оператор ориентируется на прогноз, по которому расходы на наружную рекламу снизятся на 10-30%. По данным News Outdoor, за 2007 финансовый год (закончился 30 июня 2008 г.) выручка выросла на 28,3% до $385 млн.

Павел Филенков, коммерческий директор ИД "Коммерсантъ", ожидает, что в 2009 г. расходы на рекламу в прессе по всему рынку сократятся в среднем на 25%. "Мы рассчитываем свой бюджет на следующий год исходя из снижения выручки на 30%", - говорит он. Рынок сократится в основном за счет рекламно-информационных изданий и глянцевых журналов с небольшими, менее 40 000, тиражами - выручки от их продаж часто не хватает, чтобы остаться хотя бы в нуле, полагает Александр Ефремов, эксперт аналитического центра "Видео интернешнл".

* * *

Глобально все пока неплохо

По глобальному прогнозу ZO, мировые затраты на рекламу в 2008 г. вырастут на 1,3% до $491,6 млрд, а в 2009 г. упадут на 0,2% до $490,5 млрд. В 2010 г. опять начнется рост - на 5%.

Источник: Ведомости

09.12.08