Станут ли газеты витриной собственных сайтов?


30 августа 2010 года, в Петербурге в ресторане La Presse прошла открытая дискуссия «Бумага.ру», организованная проектом T&P. В ходе встречи издатели, редактора, журналисты приглашенных печатных и он-лайн изданий города обсуждали эффективность использования интернет-технологий современными СМИ. Экспертами были рассмотрены вопросы производства и распространения контента, схемы монетизации ресурсов и способы привлечения читательской аудитории.

«Когда мы говорим об информационных или отраслевых СМИ, то, прежде всего, подразумеваем текстовые издания на бумажных носителях. В последние годы наметилась устойчивая тенденция, при которой газеты теряют своих подписчиков, а читательская аудитория постепенно уходит в Интернет. Однако проблема в том, что аудитории перетекают с одного информационного носителя на другой, а в том, что онлайновые СМИ пока по большей части являются калькой формата печатных газет и журналов, а включение в материалы аудио и видео элементов носит, скорее, эпизодический, чем системный характер», - с таких слов представителя проекта T&P начались дебаты.

Реальность такова, что даже ежедневные печатные газеты не поспевают за информационной картиной дня. Сейчас в периодике бесполезно привязываться к конкретным информационным поводам, так как к моменту выхода газеты или журнала в свет, событие устареет и потеряет актуальность. Поэтому печатная продукция будет постепенно отказываться от оперативности, смещая вектор усилий в сторону неповторимого авторского стиля и освещению или анализу «вневременных» тем. По такой модели развития, как рассказали их редакторы, пошли журналы «Сеанс» (киноиндустрия) и «Проектор» (дизайн). В это же время интернет-СМИ будут наращивать оперативность, расширять спектр тем и приходить благодаря пользовательскому контенту и социальным сетям к освещению и описанию событий в режиме реального времени. Это путь развития ресурсов Look at me, Be-in.ru (мода), американский Associated Content и др.

С другой стороны, по мнению ряда участников дискуссии, социальные сервисы, вряд ли заменят традиционные СМИ, так как профессиональная редакция обеспечивается качество материалов, недостижимое для «стихийного» UGC (user generated content). Во-первых, в среднем качество пользовательского контента оставляет желать лучшего. Во-вторых, под большим вопросом оказывается эксклюзивность и достоверность подобных материалов. Директор интернет-портала be-in.ru. Алексей Баженов в своем выступлении отметил преобладание некачественного, плохо структурированного контента на большинстве площадок Рунета. «Проблема наших Интернет-СМИ в том, что они крайне неохотно работают с людьми, их информационными потребностями и зациклены на перекачивании сомнительного трафика и повышении посещаемости ресурса. Причина может скрываться в том, что стоимость производства качественного информационного продукта в интернет-СМИ и обычных офлайновых изданиях практически сопоставимы, в то время как цена на продаваемую рекламу в разы меньше».

В то же время, журналист, обозреватель журналов L’Officiel, «Рекламные идеи» и редактор интернет-журнал «Мой Молескин» Ксения Букша отметила тенденцию перетекания ранее сформированных сообществ вокруг определенных брендов или товаров с социальных площадок на специализированные сайты. Таким образом, можно говорить о сотрудничестве и синергетическом эффекте СМИ и коммьюнити в социальной сети. Распространенной становится практика, когда редактора начинают привлекать наиболее активных и талантливых блоггеров к написанию редакционных статей. Однако эти статьи проходят жесткий отбор и проверку.

Однако ключевая проблема заключается в том, что сетевые технологии изменили принципы потребления информации и отношение аудитории к СМИ. Ведь по сути дела, в мире печатной прессы, журналы обеспечивают не «доступ к информации», которой и так полно в Интернете, а предлагают потребителям оформленное с дизайнерской тчоки зрения произведение, которое можно подержать в руках и положить на полку.

Представитель Sobaka.ru отметила: «Сила петербургской журналистики именно в арт-проектах и неповторимом авторском взгляде на жизнь. Развивая аналогию с миром высокой моды можно прогнозировать, что в СМИ нас ожидает появление модели взаимодействия с потребителем, которая давно опробована как раз в фэшн-индустрии. Есть массовая одежда, производимая в промышленных масштабах на фабриках, а есть одежда экслюзивная, дизайнерская. И пользователю не надо объяснять, почему такая продукция стоит дороже первой и подходит не каждому».

В ходе встречи наметилось четкое разделение между представителями глянцевых и арт-журналов и специалистами из интернет-СМИ. Для первых, онлайновые версии журналов – это прежде всего способ продвижения конечного печатного продукта, формирование сети внештатных авторов и более демократичное общение со своей потенциальной аудиторий. Вторая категория рассматривают Интернет как полноценную коммерческую площадку.

Наиболее полную и структурированную картину предстоящих изменений описал в своем выступлении научный сотрудник Yahoo! Research (США) Юрий Лифшиц. По его словам, уже сейчас отчетливо заметны некоторые тренды, это, в частности, расцвет так называемой дата-журналистики, или журналистики данных, оперирующей преимущественно цифрами, ценами, рейтингами и статистикой; разделения внутри СМИ редакторского, экспертного и пользовательского контента. Также г-н Лифшиц отметил такой тренд, характерный для интернет-изданий, как ориентация на создание материалов, нацеленных на попадание в новостные агрегаторы и первые строчки поисковых систем. Кроме того, тем изданиям, которые хотят работать эффективно в Интернете, надо обратить внимание на формирование устойчивых сообществ вокруг СМИ, активнее использовать видео-контент, а выживать в том числе за счет развития линеек спецпроектов, ориентированных на узкие целевые аудитории, и проведения офлайновых мероприятий под своей эгидой – т.е. меняется и модель монетизации ресурсов.

Итог вечера подвел менеджер веб-проектов, специалист по созданию и развитию онлайн-ресурсов Денис Панин. «Задача любого медиа-бренда сопровождать человека, куда бы он ни пошел. Должны быть мобильные версии журналов, чтоб их можно было читать с экрана коммуникатора в дороге, сайт для доступа к нему с ноутбука и непременно печатная версия, которую можно полистать в кафе или салоне красоты, коротая время. Поэтому я оптимистично смотрю на будущее бумажных журналов. Как неоднократно говорилось, сеть и печатные издания имеют слабо пересекающиеся аудитории. И Интернет никогда полностью не перетянет читателей на себя. Обязательно останутся люди верные печатному формату, которые будут покупать журналы ради их ауры, ощущения качественной бумаги в своих руках». Что касается оценки аудиторией проведенного мероприятия, то, как отметил специалист по PR и рекламе компании «Центр Речевых Технологий» Михаил Перегудов «была задана достаточно интересная тема, и часть информации в самом деле была актуальной. Однако, скорее всего, в силу специфики того, что тон на встрече задавали представители арт-проектов, беседа часто уходила достаточно далеко от основной нити».

Источник: spbit.ru