Итоги конференции, посвященной вопросам тиражного аудита, медиаизмерений и отраслевой статистики


Конференция состоялась 1 ноября в Москве, в конференц-зале «Российской газеты». Участники и докладчики обсудили текущее состояние и перспективы развития системы отраслевой статистики и медиаизмерений прессы и ситуацию, сложившуюся с тиражным аудитом в России. Также впервые была презентована новая компания - Бюро тиражного аудита - АВС Россия: цели, регламент и перспективы ее работы.

Модератор – Юлия Казакова, исполнительный директор ГИПП – представила участникам цели и задачи конференции: «Мы впервые детально поднимаем столь закрытую для обсуждения в России тему, как тиражная информация и аудит тиражей. Постараемся ее раскрыть с точки зрения значимости эффективного тиражного аудита для отраслевой статистики, бизнеса издателей и рекламодателей, а также возможности взаимного дополнения тиражных и аудиторных данных, прозрачности отрасли и повышения рекламной привлекательности прессы».

Геннадий Кудий, зам. начальника управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, вначале кратко представил состояние российского рынка периодической печати и рассказал о нерадостном положении дел с отраслевой статистикой. Он выразил надежду, что деятельность АВС будет способствовать прозрачности и цивилизованной работе отрасли печатных СМИ.

Марина Лучина, директор по медиаисследованиям TNS Россия, представила текущую ситуацию с рекламой в прессе, динамику долей медиа в затратах на рекламу и перспективы медиаизмерений в российской прессе. Она рассказала о повсеместной мировой практике успешного сосуществования тиражных и аудиторных данных, о преимуществах данных АВС для анализа соотношения тиража и реальной аудитории изданий, а также о методиках моделирования аудиторных данных на базе тиражной информации. «Во всем цивилизованном мире измерения аудиторий появились позже тиражного аудита, в этом Россия имеет свою специфику. На сегодняшний день TNS измеряет не более 700 изданий по всей России, соответственно, большая часть газет и журналов, в первую очередь, региональных, остаются вне поля зрения рекламодателей. Эффективный тиражный аудит мог бы очень помочь прозрачности и привлечению рекламных бюджетов на рынок прессы. TNS приветствует создание АВС и готова к сотрудничеству».

Василий Гатов, вице-президент ГИПП, привел многочисленные доводы в поддержку аудита тиражей и пояснил, почему и для издателей, и для рекламодателей выгоднее строить партнерские отношения на основе достоверных сведений о тиражах. «Я хотел построить свою презентацию на одной фразе – Врать нехорошо! – и повторять ее многократно», - заметил он.

Евгений Абов, вице-президент ГИПП, представил Бюро тиражного аудита – ABC Россия и подробно рассказал о принципах его работы. «Компания, проходящая в настоящий момент процесс регистрации, учреждена тремя отраслевыми некоммерческими организациями – Гильдией издателей периодической печати, Союзом журналистов России и Аудиторской Ассоциацией Содружество. Основные принципы работы АВС: прозрачность, публичность, открытость и независимость от отдельных участников рынка и государства. Работа будет четко регламентирована в соответствии с разработанным на базе лучшего мирового опыта Регламентом, исключающим зависимость принимаемых решений от менеджмента. В основу положены, в том числе, наработки проекта Медиастат. Доверие к данным АВС обеспечивает внешний контроль со стороны авторитетной ассоциации аудиторов, а также отраслевой Наблюдательный комитет, в который войдут представители ассоциаций-учредителей, АКАР, TNS и других партнерских организаций. Для развития методик и разрешения конфликтных ситуаций будет задействован Комитет по методикам и спорам. Наша общая приоритетная задача - создание стимулов и преимуществ для издателей, открывающих тиражи».

Валентин Смоляков, исполнительный директор АКАР, отметил, что основной валютой для российского рекламного сообщества являются аудиторные данные. Тем не менее, он отметил: «АКАР поддерживает создание АВС, заключено соответствующее соглашение о сотрудничестве. Не дожидаясь окончания регистрации компании, мы провели ряд консультаций и готовы приступить к совместным действиям по разработке методик моделирования аудиторных данных на базе тиражей. Также представители АКАР готовы войти в Наблюдательный комитет АВС для контроля соответствия работы Бюро поставленным целям».

В рамках последующей дискуссии издатели, которые инициировали создание проекта, рассказали о своем видении ситуации и об отношении к аудиту тиражей и системе медиаизмерений в России.
Павел Филенков, коммерческий директор, ИД «Коммерсантъ»: «Почему аудировать тиражи нужно – для начала это просто прилично и в рамках правдивых деловых отношений, соблюдение которых является просто хорошим тоном».

Александр Чекшин, зам. генерального директора, ИД «Комсомольская правда»: «Проект АВС Россия интересен и выгоден, прежде всего, регионам. Аудит тиражей региональных изданий приведет через какое-то время к развитию региональных рекламных рынков. Ведущие федеральные издательские дома сегодня продают рекламу на основе аудиторных данных без всякого аудита, с их стороны это, скорее, в некотором роде альтруистический шаг. Тем не менее, мы сертифицируем свои издания уже 10 лет и будем это делать».

Подводя итоги конференции, Юлия Казакова отметила: «Для АВС одной из приоритетных задач является организация эффективного аудита тиражей в регионах. На примере Уральского представительства ГИПП мы поняли, насколько это важная тема для местных издателей, желающих отстроиться от недобросовестных конкурентов. Также еще раз хочу повторить, что АВС открыта к сотрудничеству с партнерскими организациями. Мы осознаем ответственность и серьезную отраслевую роль этого проекта помимо, непосредственно, предоставления сертифицированных тиражных данных».

В планах АВС Россия на ближайшее время:
- начало аудита в ноябре и отработка методики на первых клиентах – ведущих газетах и журналах издательских компаний, инициировавших создание АВС;
- продолжение совместной работы с АКАР по развитию методик и с Аудиторской Ассоциацией Содружество по практике аудита тиражей;
- формирование Наблюдательного комитета АВС и Комиссии по методикам и спорам;
- регистрация знака АВС и открытие первой версии сайта;
- презентация Бюро тиражного аудита в рамках форума «Издательский бизнес / Publishing Expo-2010» 16 ноября;
- расширение списка клиентов сразу после регистрации компании до конца 2010 года;
- формирование базы данных реально выходящих российских изданий с использованием наработок проекта Медиастат;
- презентация первых итогов работы АВС на отраслевой конференции в начале 2011 года.
АВС отдельно благодарит издательские компании-членов ГИПП, выступивших инициаторами создания Бюро тиражного аудита: Абак-Пресс, Аргументы и факты, Деловой мир, ИнтерМедиаГруп, Коммерсантъ, Комсомольская правда, Пронто-Москва, Российская газета, ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА.

По вопросам работы Бюро тиражного аудита и заключения договоров – генеральный директор ABC Павел Мирошников, abc@gipp.ru, (495) 2287697.

Пресс-служба ГИПП