Резолюция X городского отраслевого форума «Московский Союз Печати. Технологии реализации печатной продукции в г. Москве»

ПРОЕКТ Подводя итоги работы X городского отраслевого форума «Московский Союз Печати. Технологии реализации печатной продукции в г. Москве (Москва, 12 ноября 2010 года):

1. Участники Форума считают приоритетной задачей удовлетворение растущих информационных потребностей москвичей и гостей столицы, сохранение в городе единого информационного пространства, отражающего социальную, культурную и политическую жизнь столицы и соответствующую задачам укрепления информационной безопасности России.

2. В сложившейся непростой финансово-экономической ситуации и для издателей и для распространителей печатных СМИ особенно важно сохранение бесперебойного функционирования розничной торговой сети прессы.

3. Участники мероприятий Форума выказывают озабоченность сложившейся ситуацией при упорядочении нестационарной торговли в городе - демонтажем киосков Печати, отключением от энергосетей, препятствиями к работе лотков и распространителей прессы «с рук». Так, по информации участников в форума в настоящее время выведено 118 объектов распространения печати, 63 объекта находятся под угрозой вывода, в 77 объектах отключена подача электричества, перемещено 8 объектов в маловостребованные горожанами места.

4. Ситуацию осложняет положение с правовым регулированием в части землепользования в городе. В настоящее время на основании норм Закона города Москвы № 48 «О землепользовании в городе Москве» (от 19.12.2007 г. статья 9, ч. 3, ч. 5, ст. 9), получено большое количество отказов в переоформлении земельно-правовых отношений на дальнейшее размещение киосков «Печать».

Процедура переоформления на новый срок договоров аренды земельных участков под функционирующими киосками теперь требует значительных материальных затрат (100-150 тыс. рублей на 1 киоск). Увеличение срока переоформления от 1 до 2 лет приводит к ситуации, когда договор аренды, который заключается на срок - 1 год, оформляется дольше срока действия самого договора. При переносе киоска в другое место процедура оформления аренды нового земельного участка проводится вновь на конкурсной основе, что не гарантирует положительного решения для владельцев передвигаемых киосков. Подобная ситуация приводит к дополнительным материальным затратам и регулярному сокращению розничной сети распространения печатной продукции, лишает население города Москвы возможности приобретать прессу в удобном и привычном для них месте.

Утвержденный на заседании Правительства Москвы проект закона города Москвы "Об использовании земель в городе Москве" (постановление Правительства Москвы от 12.10.10 № 939-ПП) допускает размещение киосков печати в пределах улично-дорожной сети в срок до 5-ти лет, однако не исключает конкурсный порядок при окончании срока действия договора аренды земли.

5. Участники Форума отмечают, что для распространения печатных СМИ в городе Москве характерно разнообразие ассортимента продаваемых СМИ при неравномерном распределении точек распространения по районам города, а также неравномерное распределение социально значимых СМИ (включая издаваемые при поддержке города) по стационарным и нестационарным точкам продаж. Несмотря на принятие ряда нормативных правовых актов в данной сфере доступность точек продаж печатных СМИ для потребителей печатных изданий существенно ниже европейских норм (1 объект на 2800 жителей в Москве, 1 объект на 500 человек в Варшаве, в среднем по Европе -1 объект на 1000 жителей).

6. В настоящее время, по 908 адресам предусмотренным постановлением Правительства Москвы от 29.11.05 № 965-ПП, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 07.10.08 № 920-ПП в городе размещены 398 мобильных объектов, проводится работа по размещению 428 объектов, 82 адреса требуют дополнительного проведения конкурсов.

Невысокие показатели реализации Перспективной дислокации размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети (утверждена Межведомственной комиссией по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы) обусловлены, прежде всего, низкой коммерческой привлекательностью ранее согласованных префектурами АО адресов. В настоящее время одним из вариантов представляется замена адресов на более привлекательные для размещения.

Участники обращаются к руководству Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации и Департамента потребительского рынка и услуг с просьбой обратить внимание Префектур административных округов и Управ районов на недопустимость сокращения розничной сети распространения прессы.

7. Участники Конференции обращаются к Правительству Москвы и лично к Мэру Москвы Сергею Семеновичу Собянину с просьбами:

7.1. Установить в городе Москве на законодательном уровне для печатной продукции статус социально значимой продукции;

7.2. Дать поручение органам исполнительной власти на местах - прекратить снос объектов распространения печати.

7.3. Предусмотреть в Законе города Москвы "Об использовании земель в городе Москве" возможность предоставления земельных участков под размещение киосков по продаже печатной продукции без проведения торгов, если ранее на предоставляемом земельном участке уже был размещен киоск по продаже печатной продукции.

Для это предлагается дополнить п.6 ст. 9 законопроекта абзацем следующего содержания:

П. 6 ст. 9 «Земельные участки предоставляются в аренду для целей не связанных со строительством, без проведения торгов:

«13) для размещения на территориях общего пользования некапитальных объектов, предназначенных для продажи печатной продукции (киосков по продаже печатной продукции), если ранее на предоставляемом в аренду земельном участке размещался киоск по продаже печатной продукции и был заключен договор аренды земельного участка, срок действия которого истекает.»

7.4. Предусмотреть в Законе города Москвы "Об использовании земель в городе Москве" возможность нахождения киосков по продаже печатной продукции на землях, занятых транспортными магистралями, улицами, площадями, проездами, дорогами, набережными, береговой полосой, пешеходными путями, т.е на земельных участках, подпадающих в границы улично-дорожной сети (красные линии) и на территориях прилегающих к станциям метрополитена.

Для этого предлагается дополнить п. 4 ст. 11 законопроекта абзацем следующего содержания:

- п.4 ст. 9 «Земли, занятые транспортными магистралями, улицами, площадями, проездами, дорогами, набережными, береговой полосой, пешеходными переходами, предоставляются исключительно для:

7) размещения и эксплуатации некапитальных объектов, предназначенных для продажи печатной продукции (киосков по продаже печатной продукции) в соответствии с утвержденной Правительством г. Москвы дислокацией объектов по продаже печатной продукции на основании договоров аренда сроком до пяти лет, без проведения торгов».