Почему «Бу!фест» и «Книги России» не конкуренты

Электронная книга никогда не уничтожит книгу книжную.

Книжные мероприятия не дают отдышаться. В прошлое воскресенье кончился «Бу!фест», а вчера открылась вторая по величине российская выставка-ярмарка «Книги России»…

Раньше все было чинно – организаторы книжных мероприятий старались разносить их во времени как можно подальше друг от друга. Чтобы не было конкуренции… Поскольку первая и самая масштабная Московская международная книжная выставка-ярмарка (ММКВЯ) уже 23 года проходит в сентябре, то вторую по возрасту (ей 14 лет) и по масштабу – «Книги России» – резонно начали проводить в марте. В 1999 году появилась выставка интеллектуальной книги Non/fiction – ей нашлось место в начале декабря. Московский книжный фестиваль вот уже пять лет проводится в разгар лета. И вдруг появляется этот странный «Бу!фест» (одно название чего стоит, полностью – «boo!фест: буквы, звуки, цацки. Фестиваль вольных издателей»), который, мало того что проводится два раза в год, да еще совершенно не считает необходимым как-то соотноситься с сеткой других книжных мероприятий Москвы. Почему эти два книжных мероприятия не воспринимаются их организаторами как конкуренты?

В последнее время книгоиздателям достается с двух сторон. И обе – объективные и неумолимые, как смена времен года. С одной стороны – бумажной книге уже вовсю дышит в спину книга электронная. Сейчас простенькие «читалки» можно купить на Горбушке тысяч за пять, а вскоре они еще подешевеют – таков закон рынка электроники.

С другой стороны, ряды книгоиздателей сильно покосил кризис: середняка выбил из отрасли полностью, а крупные и совсем уже мелкие издательства заставил серьезно изменить свои программы и задуматься о новых способах продвижения своей продукции… Увы, это тоже закон – богатые и нищие в кризис свой статус, как правило, сохраняют, а вот средний класс страдает заметно. Кризис, как говорят, прошел, но прежние объемы книжных продаж не спешат расти.

У издательств есть две стратегии. Первая – согласиться с тем, что кризис миновал, и рано или поздно все вернется к прежнему состоянию, нужно лишь серьезнее подходить к репертуару, активнее заниматься продвижением, в общем, действовать по старинке, только лучше. Второй подход – признать, что сегодняшняя ситуация сравнима с эпохой появления и развития синематографа. Тогда многие думали о том, что кино уничтожит театр. Так нет же: кино стало самым массовым из искусств, но и театр не исчез. Нечто подобное должно произойти и с книгой: массовая книга уже на нашем веку станет полностью электронной, а бумажная перейдет в категорию штучного товара.

Крупные издательства, участники крупных ярмарок, и «Книг России» в том числе, придерживаются первой стратегии. Учитывая то, что книга теряет массовость, они переводят акценты с популярной литературы на произведения, отмеченные престижными наградами, прозвучавшими в писательской среде.

А маленькие, но вольные издатели выбрали второй путь. Они не стремятся к значительной прибыли, но относятся к «живой» книге как к искусству, равному театру, который был и до появления кинематографа, и после. Они выпускают такую продукцию, которую невозможно перенести в электронный формат, подобно тому, как видеосъемка не передает запаха кулис. Именно такие книги выставляются на «Бу!фесте». Здесь рукописные издания, существующие в единственном экземпляре, сборники молодых поэтов, любовно собранные магазином-клубом Bilingua, хранящие дух истории репринты издательства «Красный матрос», «нереальная проза» издательства «Снежный ком М» и другие проекты, априори рассчитанные на узкий круг читателей. Это театр книги. Они не конкуренты крупным издательским корпорациям. Как не конкуренты и театр с кино, а оба они с телевизором.

Источник: Независимая Газета