Где найти деньги на развитие медиасегментов? В какие медиапроекты инвестировать, чтобы добиться максимальной прибыли? В каких направлениях развивать свой бизнес с учетом тенденций сокращения тиражей? Эти в другие вопросы были подняты на встрече с банковскими аналитиками, инвестороми и медиабизнесменами.
Модератор круглого стола, президент ГИПП Александр Страхов, обращаясь к присутствующим, сказал: «Мы наблюдаем бурное развитие Интернета, при этом печатные медиа достаточно уверенно чувствуют себя на медийном рынке. С другой стороны, если посмотреть на публичные рынки, то мы сталкивается с тем, что оценки традиционных медиа, не имеющих достаточно больших денежных потоков, оцениваются в несколько раз ниже, чем интернет-компании, которые хоть и не достигли еще значительного размера, но являются перспективными».
Слово взял коммерческий директор ИД «Коммерсантъ» Павел Филенков. В начале выступления он остановился на методологии оценки бизнеса, уточнив, что в данной практике существует три группы методов. Первая — методы, основанные на оценке затрат (оценивается, сколько стоит создать аналогичный бизнес?). Вторая — на оценке доходов. Третья — сравнительные методы. Остановившись на издательском бизнесе, спикер отметил: «Издательский бизнес достаточно сложный, не в том плане, что им сложно заниматься, он сложно структурирован и многокомпонентен. При оценке бизнеса, приходиться разделять бизнес как токовой — издательский, и те инфраструктурные условия, в которых он существует».
Коммерческий директор ИД «Коммерсант» привел участникам круглого стола наглядный пример по продаже издательского дома, имеющего собственную недвижимость. Казалось бы - хорошо… Но потенциальный покупатель так выразил свое мнении насчет возможной покупки: «Мутный какой-то бизнес… Вот если бы издательство сидело в арендованном помещении, все было бы прозрачно. Сразу было бы видно, сколько зарабатывает издательский дом и как покрывается арендная плата…»
Продолжая выступление, спикер отметил, что издательский бизнес получает доход из двух источников — от продаж контента и рекламы. И разделение этих двух компонентов обязательно для оценки бизнеса. Но в том и другом случае продается контент. В одном — непосредственно читателям, в другом — косвенно, рекламодателям.
Говоря о привлечение аудитории к изданию, Павел Филенков сказал: «Аудитория привлекается контентом и брендом. Причем составляющая последнего довольно велика. Когда “Коммерсантъ” менял макет газеты, мы сделали тестовую заливку словами “Папа Вася продал жизнь”, просто для того, чтобы посмотреть, как это будет выглядеть. Все заголовки, все тексты состояли из этой фразы. А потом случайно этот тест отправили в типографию. В “Красной звезде” спокойно отпечатали тираж… Ошибку заметили случайно, когда часть тиража уже пошла в отгрузку. Очевидцы утверждали, что видели людей, увлеченно читающих этот номер газеты. Вот это тот пример, когда контент – ноль, играет бренд. Сила бренда в продажах контента аудитории очень велика. И поскольку она велика, то оценка бренда является очень важной составляющей в оценки бизнеса».
Спикер заметил, что та полемика, которая сегодня активно ведется в обществе на тему возможной смерти классических печатных СМИ, почти не касается контента. Вопрос только в его транспортировке, способах донесения до читателя. При необратимых изменениях в системе доставки печатного контента, он все равно будет доставляться читателю и рекламодателю, но уже иными путями. Поэтому активная работа изданий в Сети сегодня просто необходима. Формирование аудитории в Интернете обходиться дешевле, чем формирование аудитории в классическом распространении тиражей. Однако, оценка бизнеса в данном сегменте затрудняется малыми возможностями монетизации.
Более подробно остановившись на описании аудитории печатного и интернет- «Коммерсанта», представитель издательского дома отметил: «Соотношение доходов, которые мы извлекаем из печатных СМИ и Интернета, примерно один к десяти. То есть доход от Интернета составляет чуть меньше 10% от общего дохода издательского дома».
Заканчивая выступление, Павел Филенков сделал вывод: «Оценка издательского бизнеса сегодня связана с тем, насколько он сможет монетизировать себя, в частности на других каналах распространения. Иначе говоря, оценка издательского бизнеса будет возрастать пропорционально тому, как будут развиваться способы монетизации контента в Интернете».
Круглый стол продолжил исполнительный директор Группы ОНЭКСИМ Сергей Лаврухин: «У нас достаточно большой пакет инвестиций в различные отрасли, в том числе в медийную. Компания является основным акционером холдинга “РБК” и медиагруппы “ Живи!”. У нас есть и интернет-активы. И при инвестировании для нас важно понимание того, на каких позициях тот или иной актив окажется через пять-десять лет».
Спикер рассказал об одном проекте ОНЭКСИМ — бесплатной газете F 5, представив структуру общих затрат на бумажную версию издания. Итак, на печать приходиться 35,7%; на дистрибуцию — 17,66%; на верстку — 8,25%. Лаврухин ответил: «С первого квартала 2012 года бумажная версия газеты F 5 издаваться не будет. Мы сегодня уже имеем медийный портал, интернет-сайт, площадку для iPad и Android, развиваем различные форматы под мобильные устройства. Мы будет доставлять контент до конечного потребителя не с помощью бумаги, а с помощью мобильных и интернет-возможностей» .
Остановившись на планах Г руппы ОНЭКСИМ, ее представитель проинформировал собравшихся о том, что компания в ближайшее время планирует не покупать, а продавать активы.«В настоящее время мы ищем покупателя на издательский дом “Салон-интерьер”», - указал Лаврухин.
Вице-президент ГИПП Василий Гатов остановился на особенностях привлечения стратегических инвесторов. По словам Гатова, инвестор никогда не будет вкладываться в компанию, если не знает, кто ее возглавляет и как формируется прибыль. Именно поэтому в первую очередь инвестор будет спрашивать, как строиться бизнес и какова его структура.
Закрыл круглый стол Александр Страхов: «Если мы привлекаем инвесторов, то должны знать, что будем иметь в ближайшем будущем, через несколько лет. Или если инвестируем в проект, должны понимать, что нами движет».
Татьяна Сорокина
Источник: PlanetaSMI.RU
Инвестиции в медиабизнес: Интернет привлекательный сегмент медийного рынка для инвесторов
30 июня 2011 года в пресс-центре ИД «Аргументы и Факты» прошел круглый стол Гильдии издателей периодической печати (ГИПП) — «Инвестиции в медиабизнес».