Медиа будущего: Для потребления информации аудитория хочет иметь один универсальный девайс

24 июня 2011 года «РИА Новости» провело Международный форум «Медиа будущего», который был посвящен вопросам развития медиатехнологий, влиянию новых и традиционных медиа на общество.

В работе форума приняли участие ведущие игроки медийного рынка из России, Америки, Европы и Азии, а также главы ведущих мировых СМИ, представители ассоциаций и профессиональных объединений журналистов РФ и других стран мира.

Модераторами мероприятия выступили директор исследовательского института Research Studios Austria Австрийского научного центра Питер Брук, глава Школы Эффективного текста Андрей Мирошниченко, главный редактор онлайн-газеты «Частный Корреспондент» Иван Засурский и вице-президент ГИПП Василий Гатов.

О роли традиционных СМИ и о влиянии, которое они оказывают на общество, рассказал главный редактор интернет-издания «Газета.ру» Михаил Котов.

« Очень долгое время традиционные СМИ были “голосом бога”, односторонним каналом распространения информации. А наши читатели и зрители долгое время внимали тому, что говорят журналисты. Это можно представить так: на площадь выходит человек и произносит: “ Король повелевает…”. Но сейчас эта площадь стала глобальной, на ней много разных “королей” что-то заявляют. А голос народа, голос человека стал звучать гораздо сильнее, поэтому представители “королей” уже должны с ним считаться» , — высказал свою точку зрения спикер. Одним из таких «народных рупоров» сегодня являются социальные сети. Спикер заметил, что сегодня соцсети — «это дороги, с помощью которых информация из одной части света попадает в другую». «Наши друзья в социальных сетях являются теми драйверами, которые распространяют эту информацию. При этом существует и обратная связь, когда драйверы “приходят” к журналистам и говорят, что вот здесь и сейчас сосредоточены интересы их окружения, и на это надо обратить внимание», — пояснил Михаил Котов.

О значении Интернета в современной жизни рассуждала в своем выступлении декан факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова Елена Вартанова.

«Интернет — это новая общественная сфера, которая отличается активной аудиторией. Он принес на медийный рынок много ожиданий и оптимизма. Благодаря ему общество стало более открытым. Мы понимаем, что Интернет — это новая общественная сфера с разнообразием, плюрализмом, активными аудиториями, которые способствуют социальному диалогу, в котором участвуют журналисты» , — сказала спикер.

Декан журфака отметила, что сегодня общество живет в эпоху революций в мире медиа. А революции, как известно, несут не только преимущества. «Есть ли у этой революции жертвы? — задалась вопросом Вартанова, и ответила — Есть. Я думаю, аудитория не только выигрывает от нее, но и проиграет. Потому что достоверность информации снижается, а ее объем увеличивается. Простому пользователю без навыков довольно сложно разобраться в информационной паутине» .
В заключении выступления Елена Вартанова , подчеркнув социальную значимость профессии журналиста, отметила, что надо переосмыслить концепцию профессии в условиях новых медиа.

Заместитель главного редактора Associated Press Томас Кент, подхватывая слова, сказанные предыдущем выступающем, отметил: «Профессиональная журналистика должна следовать критериям объективности. Если журналист необъективен, он очень быстро потеряет интерес своей аудитории». Спикер особо обратил внимание, что блогсфера отличается многополярностью мнений, тем самым являя собой более открытый чем профессиональная журналистика мир. Наверное, именно поэтому на сегодняшний день T witter является одним из главных средств передачи информации.

Одно из главных отличий медиа будущего от традиционных СМИ — профессиональный контент, дополненный любительским мнением, считает президент SUP Аннелис ван ден Белт.

Менеджер по международному развитию Facebook в Восточной Европе Ангела Це также отметила, что около 60% американских пользователей узнают последние новости от своих друзей в социальных сетях. « Люди хотят получать информацию с помощью социальных сетей от людей, с которыми они связаны в реальном мире» , — заметила эксперт.

О проблемах безопасности в Интернете рассказал исполнительный директор Лиги безопасного Интернета Денис Давыдов. Как можно противодействовать появлению опасного контента в Сети? — задался вопросом спикер: «С вопросом безопасности в Интернете мы опоздали лет на десять. Как оказалось, 97% родителей слабо представляют себе, чем занимаются их дети в Сети. Как правило, это родители, которые не пользуются социальными сетями. Именно для них мы планируем разместить по всей России социальную рекламу. Эта реклама будет призывать родителей обратить внимание на то, чем занимаются их дети в Интернете. В рамках проекта будет задействовано тысяча щитов наружной рекламы, в том числе 300 в Москве и 200 в Санкт-Петербурге».

По словам Давыдова, в рамках своей работы Лига безопасного Интернета сформировала несколько дружин из 270 добровольцев, которые добровольно мониторят Интернет, выявляя опасный контент.

Манана Асламазян, глава представительства Internews Network в Армении, в своем выступлении дала характеристику интернет-активности армян. По ее словам, количество пользователей Face b ook в Армении за 2011 год увеличилось вдвое. Что не удивительно, если учитывать, что в 2010 году доступ к Интернету именно 7% населения Армении, а в 2011-м этот показатель достиг уже 30%.

На то, что социальные сети могут служить своеобразным «оружием» обратила внимание собравшихся заместитель главного редактора ИА «Танюг» (Сербия) Татьяна Трикич. В частности, она отметила, что на недавние события в Тунисе, Египте, Йемене и Сирии большое влияние оказали социальные сети T witter и Facebook.

Первый заместитель руководителя Объединенной редакции новостей «РИА Новости» Наталья Лосева в своем выступлении остановилась на том, как за последние десять лет изменился цикл производства информации: «Нет больше времени подписания газеты, нет времени выхода в эфир, есть новость — здесь и сейчас. Изменилась структура источника информации, теперь все чащи используются непрофессиональные источники. Изменились и понятия формата и жанра. Мы посчитали, что только мультимедийных форматов, которые сейчас используются в “РИА Новости”, более 30. Нет четкой  последовательности — “газета — бумага”, “радио — эфир”, “телевизор —эфир”. Моноканала больше не существует — мы вещаем везде, на всех каналах и для всей аудитории».

Эксперт отметила то, что сегодняшняя аудитория больше не готова принимать последовательное освещение информации. Она требует синхронного освещения событий. Поэтому она выбирает тот носитель, который ей удобен именно сейчас — в этот момент и в этих обстоятельствах. Желание аудитории — иметь один, универсальный и удобный девайс для получение информации.

Прозвучало на мероприятии и несколько едких, примечательных, заставляющих задуматься мнений.

Так, почетный председатель MEF Americas and Mobilium International Ральф Саймон заметил, что, сколько бы не было уникальных возможностей переносить информацию с одной «таблетки» на другую, никто не отменил необходимость издателей «думать и творить».

Декан факультета медиакоммуникаций Национального исследовательского университета Анна Качкаева, поделилась наблюдениями за появлением новой профессии — компилятор, объединяющей функции продюсера, режиссера и дизайнера.

А консультант в сфере Интернета Антон Меркуров, вообще назвал социальные сети «совершенно бестолковым инструментом для передачи информации».

Татьяна Сорокина

Источник: PlanetaSMI.RU