Издатели и распространители озабочены доступностью прессы для населения

«Круглый стол» на тему «Поддержка и развитие чтения. Проблемы и перспективы рынка печатных СМИ в Воронежской области» собрал 13 марта в областной Думе представителей медийного сообщества и распространителей из Воронежа, Самары и Москвы. 

Открывая «круглый стол», заместитель председателя областной Думы, председатель Комитета по местному самоуправлению, связям с общественностью и СМИ Ирина Транькова отметила ту важную роль, которую играет пресса в жизни современного общества: «Интернет не заменит качественную прессу. Она востребована, доверие к печатному слову выше. Но факт остается фактом, что в сельской местности периодику невозможно купить в розницу. Падает и почтовая подписка». 

Ирина Транькова обратила внимание на то, что в гражданско-патриотическом воспитании молодежи государство может рассчитывать только на помощь качественной прессы. Интернет в этом деле не помощник, о чем можно судить по последнему поколению, воспитанному как раз Интернетом. Поэтому так важно в обществе возвращать интерес к печатному слову. 

Собственно, на этом тема «поддержки и развития чтения» была исчерпана, и дальнейшее обсуждение касалось проблем распространительского бизнеса. От их решения в немалой степени зависит доступность прессы - с этим утверждением не поспорить. В этой цепочке, от момента создания газеты и до ее продажи, все зависят друг от друга. Проблемы распространителей прессы неизбежно бьют по тиражам газет. В чем на собственном опыте убеждается каждый из издателей. 

Генеральный директор ЗАО «Сегодня-Пресс-Воронеж», депутат городской Думы Игорь Тимофеев обрисовал ситуацию с насыщенностью газетными киосками областного центра. 

В Воронеже около 450 торговых точек, на одну торговую точку приходится чуть больше двух тысяч жителей. Это выше, чем в целом по России. Но меньше, чем, к примеру, в Польше – лидере по развитию торговли прессой: там одна точка обслуживает шестьсот жителей. В целом же, по словам Игоря Тимофеева, ситуация на воронежском рынке распространения периодики с каждым годом становится все критичнее: финансовое состояние продавцов прессы ухудшается, а административное давление на этот бизнес увеличивается. «Мы работаем на грани рентабельности», - подчеркнул руководитель крупнейшей воронежской сети. 

Проблемы торговых сетей, распространяющих периодику, с каждым годом становятся все острее. Газетные киоски уравнены в своих правах с табачными и прочими, размеры их определяются произвольно, без учета специфики бизнеса, короткий срок аренды земельного участка (три года) и высокая арендная ставка не позволяют торговым точкам окупаться. 

Заместитель председателя Комитета Воронежской областной Думы по местному самоуправлению, связям с общественностью и СМИ, глава издательского дома «Свободная пресса» Александр Лапин так сформулировал суть претензий: «Основная проблема – наплевательское отношение властей к этой отрасли. Когда идут выборы, то к нам есть интерес, когда выиграли выборы, то уже нет...» 

Начальник отдела распространения печати Департамента СМИ и рекламы г.Москвы Сергей Лобанов поделился столичным опытом в этой сфере. 

Он заключается в том, что вопросом доступности прессы для населения занимается целый отдел уже более десятка лет. И когда встал вопрос, быть или нет газетным сетям в Москве, Правительством было принято политическое решение: сохранить в исключительном порядке все легальные торговые точки. Власти, по словам Сергея Лобанова, исходили из того, что печатная пресса имеет высокую степень доверия, и печатные СМИ, в отличие от Интернета, гарантируют высокое качество информации. 

Свой опыт отстаивания интересов распространителей есть и у самарской «Роспечати». 

Впрочем, не все выступления были в одной тональности. Заместитель руководителя Управления по делам печати и средств массовых коммуникаций Воронежской области Владимир Новохатский заострил внимание на том, что на «круглом столе» присутствует только одна сторона - заинтересованная. А другой стороны нет. Например, представителей Департамента развития предпринимательства, Управления по госрегулированию тарифов, без которых невозможно решение проблем. 

Руководитель Воронежского Управления ФАС России Владимир Рохмистров подвел черту под разговором: «Сторонам, чтобы быть услышанными, важно разъяснить свои позиции. Здоровый лоббизм никому не помешает… Я полностью поддерживаю идею, что для развития рынка распространения нужно брать успешные примеры из городов, сопоставимых с Воронежем». 

В целом же диалог за «круглым столом» оставил двоякое впечатление. С одной стороны, не вызывает сомнения, что кризис системы распространения может похоронить всю медиаотрасль. А с другой стороны, осталось ощущение недоговоренности, вроде бы все сказали, но требуется продолжение, чтобы расставить все точки над «I». Так и осталось невыясненным, кто же мешает диалогу власти и распространителей. 

И напоследок, уже шутливое: такого количества комплиментов от распространителей в адрес печатной прессы мне давно уже не приходилось слышать. Хорошо бы, чтобы они об этом не забывали, когда будем в очередной раз обсуждать условия реализации наших изданий.

Виктор ГРИГОРЬЕВ

Источник: Коммуна