Вообще заседание комиссии было посвящено отнюдь не только торговле прессой. Повестка была более общей — «Состояние и перспективы развития мелкорозничной торговли в городе Москве», куда, как известно, входят и табак, и цветы, и хлебобулочные изделия, и еще великое множество товарных направлений. Но так как посетили мероприятие только представители издательского бизнеса и бизнеса в сфере фаст-фуда, то и основные обсуждения велись, по большей части, только по этим подотраслям.
Игорь Протопопов, открыв заседание, коротенько напомнил присутствующим историю вопроса: два года назад столичное руководство взялось за оптимизацию мелкорозничной торговли в городе, и вот теперь настала пора подвести итоги работы. Первое, что было сделано в данном направлении — принято постановление правительства Москвы №26-ПП, регламентирующее порядок установки торговых объектов. Заложенный в нем принцип прост: местные органы исполнительной власти (управы и префектуры) согласовывают с муниципальными собраниями районов дислокацию, и в дальнейшем, по утвержденным местам, проводят «совершенно прозрачные и понятные аукционы». Это что касается новых объектов. А судьбу ранее установленных призваны были решить итоги инвентаризации, «так как огромное число объектов работало с нарушениями».
«И вот сейчас, спустя два года, как жители Москвы мы видим: город действительно очень сильно измениться в лучшую сторону», — заявил Протопопов, с досадой отметив, что одновременно в столице осталось и много старых объектов: «Сейчас по ним ведутся судебные процессы, и, похоже, что в скором времени вопрос не решится. Многие выигрывают суды, и еще по 2-3 года смогут оставаться в том виде, как есть».
Но даже это — не самая большая проблема. Как выяснилось, комиссию больше всего интересует ответ на вопрос «а деньги где?». Как пояснил председатель, изначально предполагалось, что город получит довольно внушительные поступления в бюджет за счет проведения вышеупомянутых аукционов. Однако этого не произошло именно по причине того, что на аукционы вышли не все существующие в Москве 10 тыс. объектов, а лишь четвертая их часть — те, у кого закончились права на размещение. Остальные судятся. И отсуживают свои права. На аукционы не выходят. И так будет до официального истечения разрешительных документов.
Денег на программу по модернизации мелкорозничной торговли в Москве из городского бюджета в 2011 году было выделено порядка 800 млн. руб. Т.к. в программе оказалось задействовано только около 2,5 тыс. объектов, то за три года планируется поступление в бюджет в размере чуть более 2 млрд. руб.
«Сумма, скажем прямо, незначительная», — с досадой подчеркнул Игорь Серафимович. «Я подсчитал, что только в Северном округе на условия присоединения на один объект мелкорозничной торговли было истрачено 225 тыс. рублей из бюджета. А сколько он принесет — не понятно. Не получится ли так, что мы асфальтируем площадку, обеспечиваем городу присоединение, проводим аукцион, тратим деньги, а в результате эти же 225 тыс. рублей за три года и получим?», — задался он вопросом, передав слово Егору Чегринецу, аудитору Контрольно-счетной палаты Москвы. В этом году палата провела проверку эффективности поступлений в городской бюджет средств за право размещения нестационарных торговых объектов (НТО).
В 2011 году (а именно на этот период пришелся основной этап финансирования программы) на формирование новой сети НТО город потратил 787 109 000 руб. При этом, в 2011 году столичные префектуры и Департамент природопользования и охраны окружающей среды заключили договора на размещение круглогодичных НТО сроком на три года на общую сумму 2 164 735 000 руб. Таким образом, на каждый израсходованный в 2011 году рубль городской бюджет получит более 2 руб. Результат вроде бы не плохой, если не вспоминать, что город рассчитывал на большее… «Сразу хочу пояснить: почему такое невысокое количество конкурсов и такие относительно небольшие деньги», — опередил Чегринец возможный вопрос председателя. И пояснил.
На территории города в начале 2011 года было размещено 13,5 тыс. НТО круглогодичной торговли. По результатам работы по упорядочиванию торговли в Москве, их количество было сокращено до 10,5 тыс., включая 475 нестационарных торговых объектов на природоохраняемых территориях. После внесения изменений в схемы размещения число НТО в городе в целом должно было сократиться еще на 4,8% — до 10 тыс. «Однако, при этом большая часть объектов — не новые, и по ним никаких аукционов не проводилось», — еще раз подчеркнул Чегринец, дополнив цифрами ранее уже озвученную Протопоповым проблему. Фактически, все эти объекты уже имели заключенные договора, и никакой юридической возможности расторгнуть их нет. Таким образом, в городе не произошло ситуации, при которой все столичные НТО были бы одномоментно снесены, а их места выставлены на аукцион по новым ценам… Которые, к слову сказать, отличаются от старых почти в 50 раз.
Представитель Контрольно-счетной палаты Москвы даже привел пример: установленный ранее у метро Краснопресненская хлебный киоск площадью в 8 кв. м. по старым условиям приносил городу 6 тыс. руб.; если же «его» место сегодня выставить на аукцион, то стартовая цена торгов составила бы 302 тыс. руб. По словам Егора Чегринеца, такие суммы вполне оправданы и полностью соответствуют рыночным реалиям.
А еще докладчик рассказал «довольно мрачную» (по его собственному определению) историю подключения НТО к электропитанию в московском САО. Для того, что бы оперативно выполнить поручение столичного правительства, местные чиновники не стали заниматься подключением каждого объекта отдельно, а решили вопрос, так сказать оптом. Объединили все точки по документам в один объект, его и подключили. Да только не учли, что каждый НТО по отдельности потребляет не более 15 кВ, а потому оплата ведется по вполне адекватному тарифу в 550 руб. за 1 кВ. После же такого виртуального слияния, объем потребляемых мощностей на «объединенный объект», естественно, увеличился, а потому тариф оказался совершенно другим — около 14 тыс.
«Как долго будет идти процесс по выводу старых объектов? Может быть, у них там договора на 49 лет?... И что — они все эти годы будут платить по 6 тысяч рублей?», — задал вопрос Игорь Протопопов. Ответа на него у присутствующих чиновников не нашлось. Все ранее заключенные договорные отношения по срокам размещения должны быть выполнены. По словам понимавшего участие в заседании Никиты Кузнецова, руководителя Департамента торговли и услуг Москвы, не выведенными с улиц Москвы остались чуть более 800 объектов — это те, кого могут вывести легально.Все остальные — в судах.
Заслушав представителей власти, председатель комиссии передал слово бизнесу. От лица распространителей прессы на заседании присутствовали председатель правления АРПП Александр Оськин и генеральный директор ХК «Сегодня-Пресс» Алексей Федотов.
Выступление Оськина, как в прочем и всегда, было эмоциональным и богатым на разного рода факты и показатели. Он еще раз обратил внимание чиновников на то, что Москва отстает от ведущих европейских столиц по насыщенности торговыми точками в пересчете на душу населения. Если в Европе на 1 000 жителей приходится один объект прессы (а в Праге так вообще — на 450 человек), то в российской столице этот показатель в четыре-пять раз меньше.
Так как комиссия была все-таки по экономическим вопросам, то и рассказывал Александр Владимирович, в основном, об экономике. А она «все хуже и хуже» — затраты растут, продажи падают. «Поэтому я хотел бы обратиться с просьбой о выработке норм экономической поддержки киосков прессы. В частности — в области ассортимента, так как существующий сегодня не позволяет киоскам поддерживать необходимый уровень рентабельности. В результате количество точек продаж газет и журналов сокращается, тиражи падают, издатели терпят убытки, а рядовые граждане лишаются доступа к информации», — обрисовал нерадостную картину Александр Владимирович.
По его словам, киоски прессы должны продавать не менее 1 000 наименований газет, журналов и книг. И при этом иметь возможность реализовывать максимально широкий спектр сопутствующих товаров и информационных услуг.
Он привел в пример Казань, где договора на размещение киоска прессы выдаются на 49 лет. Более того, здесь киоски работают круглосуточно, торгуют горячим кофе, сигаретами, мороженным, водой… Что позволяет им достигать оборота до 800 тыс. руб. в месяц. А чем больше доходы продавца, тем больше и его налоговые отчисления.
«Пример Казани показателен. Меры экономической поддержки мелкой розницы в Москве просто необходимы. Если в нашей отрасли не будет здоровой экономики, то и налогов от нее тоже не будет», — резонно отметил Оськин. По его словам, в отличие от столицы Татарстана, оборот киосков в столице страны в разы меньше — в самом благоприятном случае он составляет 200 тыс. руб. в месяц, а рентабельность — смешной 1%.
В ответ Игорь Протопопов логично усомнился. «А зачем вы работаете при такой рентабельности? Проще деньги в банк положить под 10% и ничего не делать…», — удивленно развел он руками.
«Справедливо! Так я о том и говорю!», — подхватил в ответ Александр Оськин, — «Но нам важно сохранить представленность печатной продукции по всех районах Москвы. Люди перестают читать, падает культурное развитие граждан. Поэтому распространение прессы — бизнес социально-важный. И город должен принять меры по сохранению и развитию системы продаж печати».
Игорь Протопопов согласился. И даже предложил создать при комиссии специальную рабочую группу по вопросам организации розничных продаж прессы в Москве. Что и Александр Оськин, и Алексей Федотов горячо поддержали.
Сам же Федотов, взяв слово, обратил внимание на слишком высокие для распространителей суммы аукционов. По его словам, рынок розничных продаж прессы в городе уже давно сложился. Все работающие здесь игроки имеют не только годами отлаженные технологии, но и самое главное — устойчивые партнерские отношения с издателями. Если же киоски прессы должны будут участвовать в аукционах на общепринятых условиях, то нынешние игроки просто не смогут пройти их. «В итоге сюда будут допущены те, кто в экономике рынка ничего не понимает, а конечные цены на печатную продукцию в рознице станут неадекватно высокими», — поделился опасениями Алексей Федотов.
Заключительное слово на заседании, как и следовало ожидать, принадлежало Никите Кузнецову, который представил итоговый анализ проделанной по линии своего департамента работы. Он кратко перечислил основные направления деятельности (утвержденная дислокация, аукционные процедуры, новый внешний вид объектов, платное размещение, специализация НТО), указав, что Департамент торговли и услуг намерен активно их развивать и дальше.
Намного более интересной оказалась вторая часть доклада Никиты Кузнецова, посвященная главным проблемам сферы торговли в столице.
Основная из них заключается в остром дефиците торговых объектов формата «у дома». Оказывается, согласно исследованиям, 61% москвичей хотели бы совершать покупки товаров первой необходимости, не тратя выходной на поездку в гипермаркет куда-нибудь на МКАД. Более комфортным для них был бы шоппинг в шаговой доступности от дома. Однако же удовлетворить эти пожелания в нынешней ситуации невозможно — в Москве таких торговых объектов в три раза меньше, чем в европейских столицах. И даже в 4,5 раза меньше, чем по России в целом.
«Не достигает обеспеченности Москва и по количеству объектов по продажам прессы», — отдельно подчеркнул Никита Кузнецов.
По подсчетам Департамента торговли и услуг из-за неразвитости торговой инфраструктуры москвичи только за продукты питания переплачивают порядка 20-30%, так как недостаток торговых объектов создает локальные монополии в районах. А привитая москвичам культура «дальних покупок» в итоге приводит к значительным транспортным проблемам в городе.
«Как выходить из ситуации?», — задался вопросом Никита Кузнецов, и сам же предложил решение: «Нужно развивать магазины шаговой доступности. Другого выхода попросту нет. Все остальное — от лукавого».
А вообще, по мнению главы департамента, «все, что происходит на рынке торговли столицы нехорошего» (в том числе и в области распространения прессы) — от дефицита объектов и мест, где можно торговать: «если административно подавляется предпринимательская активность, либо если у нее нет возможности легально выплеснуться, то так и будут перекосы».
Единственный выход здесь — создание таких правил, по которым участники рынка торговли смогут нормально работать, развиваться в цивилизованном формате и на прозрачных условиях. Для этих целей Департаментом торговли и услуг была подготовлена новая редакция постановления правительства №26-ПП, которая в скором времени будет представлена широкой общественности для обсуждения.
Евгения Трушина
Источник: PlanetaSMI.RU