Запрет на торговлю пивом в нестационарных торговых объектах с 1 января 2013 года и предусмотренные в правительственном законопроекте «О защите здоровья населения РФ от последствий потребления табака» ограничения продажи сигарет (их можно будет купить в магазинах площадью не менее 50 кв. м) вызвали панику в среде российских малых предпринимателей. Киоскеры бросились собирать подписи под обращениями к первым лицам государства, утверждая, что подобные меры приведут к уничтожению малого бизнеса в стране. Под последней петицией в адрес президента Владимира Путина подписались 165 тыс. владельцев и работников малых торговых предприятий.
В своем официальном отзыве на антитабачный законопроект в июне этого года Минэкономразвития отмечало, что из-за ужесточения правил торговли только сигаретами может закрыться 175 тыс. торговых точек. По оценке специалистов «ОПОРА России», работы рискует лишиться до 500 тыс. человек. При этом представители малого бизнеса не сомневаются, что запреты — результат лоббистских усилий крупного ритейла, который таким образом пытается перенаправить денежные потоки в свои карманы.
Их предположения косвенно подтверждаются результатами исследования, проведенного компанией INFOLine. В INFOLine подсчитали, что в результате перераспределения продаж из мелкой розницы в более крупные каналы сбыта уже в 2013 году сети и крупные магазины получат дополнительно примерно 1,1 трлн руб., в 2014 году 1,6—1,7 трлн руб. Львиная доля этих денег, около 950 млрд руб. за два года, по оценкам компании, достанется сетевым магазинам современных форматов, еще 700 млрд руб. перетечет в магазины «у дома». При этом доля сетевиков в обороте розничной торговли продовольственными товарами существенно увеличится, с 44% в 2011 году до 69% в 2014 году.
Однако запрет на продажу пива и сигарет в киосках не приведет к полному уничтожению этого торгового формата, уверены в INFOLine. По подсчетам авторов исследования, из 78,5 тыс. ныне существующих киосков в течение двух лет закроются 30 тыс., а еще 25 тыс. перепрофилируются под продажу непродовольственных товаров. Остальные сосредоточатся на продажах безалкогольных напитков, жевательной резинки и конфет, но их объем сократится более чем в два раза. Таким образом, общие совокупные продажи в этом канале уменьшатся примерно в шесть раз (с 450 млрд руб. в 2011 году до 75 млрд руб. в 2014 году).
Похожий прогноз дан и в отношении уличных торговых павильонов, в которых на сигареты и пиво приходится 55% оборота. Удаление двух позиций приведет к закрытию 10 тыс. павильонов из 61 тыс. Сменить профиль торговли придется 9 тыс. точек, а оставшиеся потеряют до 40% выручки. Совокупные продажи в павильонах в течение ближайших двух лет сократятся с 560 млрд руб. в 2011 году до 235 млрд руб. в 2014 году.
Общее количество торговых точек, которые прекратят работу в ближайшие два года, по прогнозу генерального директора INFOLine Михаила Бурмистрова, составит 60 тыс. Потерять работу могут 220 тыс. человек, у 250 тыс. человек существенно снизится уровень доходов.
Представители сетей заявили РБК daily, что не ведут соб¬ственных подсчетов возможной дополнительной прибыли. «Мы спокойно ожидаем предстоящие изменения и не готовили никаких расчетов по влиянию законопроектов на деятельность федеральных сетей», — рассказал РБК daily исполнительный директор АКОРТ Илья Белоновский. По его оценкам, продажи сигарет в общем торговом обороте крупных торговых сетей занимают менее 1%, продажи пива — порядка 2—3%. «Даже если крупные магазины увеличат продажи сигарет на 20%, это не скажется кардинально на продажах ритейлеров, — отметил г-н Белонов¬ский. — Сосисок или апельсинов крупные магазины продают в сотни раз больше, чем сигарет». По словам представителя ассоциации крупных ритейлеров, магазинам придется увеличить расходы на оборудование, которое потребуется для реализации сигарет в новых условиях. «Еще вопрос, насколько крупные ритейлеры выиграют от нововведений», — считает представитель АКОРТ.
В сети «Дикси» доля табачных изделий в обороте сети составляет порядка 2—3%, пива — 5% в общем объеме выручки, рассказал РБК daily пресс-секретарь ритейлера Лаврентий Губин. «Учитывая небольшую наценку на табачные изделия, мы не ожидаем существенного прироста товарооборота от перетока продаж из киосков в крупные магазины, — сообщил РБК daily г-н Губин. — Овощи или фрукты более стратегическая для нас категория».
При этом г-н Губин признал, что под влиянием ограничений для мелких торговцев существенная доля потребительского спроса перетечет в магазины со¬временных форматов. Кроме того, крупные ритейлеры вправе ожидать не меньшего влияния предстоящих ограничений для малой розницы на возможности по рекрутингу новых сотрудников. «Мы рассчитываем, что часть потерявших работу сотрудников киосков и павильонов смогут устроиться на работу в сетевые магазины», — рассказал РБК daily г-н Губин.
Источник: РБК daily