Москва научит область сносить киоски

Нелегальных ларьков вблизи железнодорожных станций не останется к началу 2013 года. А бабушек с пирожками заставят платить налоги

Москва совместно с РЖД поможет области разработать территориальную схему размещения киосков на железнодорожных платформах и поделится опытом борьбы с нелегальной торговлей. Об этом «Известиям» сообщил представитель дирекции железнодорожных вокзалов РЖД Дмитрий Писаренко. По его словам, программа предполагает приведение ларьков в единый вид, вывод объектов, мешающих проходу пассажиров, а также легализацию «коробейников». 

Совместный план работ Москвы и Московской области по улучшению транспортной ситуации в регионе предполагает вывод нелегальных киосков с объектов пригородного железнодорожного транспорта к началу 2013 года. 

— По каждому месту массового скопления граждан — вокзалам, станциям, платформам или переходам — будет рассматриваться индивидуальный проект повышения транспортной доступности, — рассказал «Известиям» руководитель столичного департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк. 

По его словам, легальным киоскам придется переехать из мест, откровенно мешающих проходу пассажиров, а также с тех мест, где начнется строительство подземных переходов к электричкам.

Министр потребительского рынка и услуг Московской области Екатерина Семенова пояснила, что полностью освобождать платформы и станции от продавцов подмосковные власти не планируют. 

— Надо понимать, что людям нужен сервис, нужны условия, чтобы перекусить, приобрести свежие газеты, элементарно купить ребенку питьевую воду или себе бутерброд в дорогу, — подчеркнула министр. 

Семенова также отметила, что легализация торговли на объектах железнодорожной инфраструктуры «позволит создать новые рабочие места, расширить возможности для малого и микробизнеса». Всего в области насчитывается 11 тыс. легальных объектов нестационарной торговли.

По словам Писаренко, Москва выступит в роли наставника для области, поделившись опытом по борьбе с нелегальными киоскерами. 

— Для ларьков следует разработать единый внешний вид, возможно, по аналогии с московскими типовыми ларьками. Также нужна отдельная территориальная схема их размещения, — сказал он. — Специфических требований к товарам, которые разрешено продавать на пригородных платформах, скорее всего, не будет. Единственное, что точно не появится на объектах железнодорожной инфраструктуры, — это ломбарды. Бабушек с пирожками выгонять не планируется, но только при условии, что они зарегистрируются как индивидуальные предприниматели, а пирожки будут соответствовать санитарным нормам.

Писаренко добавил, что действенный механизм борьбы с «коробейниками» пока не разработан. 

— Ресурсов не хватает, но власти обоих регионов и РЖД активно ищут пути решения этой проблемы, — сказал он. — Нелегальных частных торговцев надо выдавливать с платформ и через контролирующие органы, и через экономические рычаги. Пассажиры должны понимать, что в цивилизованном киоске они купят тот же товар, но гарантированного качества.

Между тем директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ Георгий Остапкович предположил, что борьба с нелегальной торговлей может оказаться более затратной, чем ущерб от оборота контрафактной продукции, доля которой сейчас составляет порядка 8% от всего товарооборота в стране.

 — Сейчас в стране нет достаточной законодательной базы, «коробейника» практически невозможно привлечь к ответственности. Он всегда может сказать, что везет упаковку поддельных игрушек на дачу или просто так раздает товар пассажирам, — пояснил эксперт. Остапкович добавил, что поставить на станциях цивилизованные киоски недостаточно: надо еще и менять менталитет людей. Товары, которые продаются с рук, дешевле магазинных аналогов на 30%, и пассажиров будет сложно мотивировать покупать более дорогую, хоть и легальную продукцию.

Анна Семенова

Источник: Известия